скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена изображениям на одной из групп немногочисленных халков царя Коммагены Митридата I Каллиника (100–70 гг. до н.э.). На аверсе первого типа этих монет представлен кадуцей Гермеса, на реверсе – сидящий орел, держащий в когтях пальмовую ветвь, в клюве – венок победителя. Реверс второго типа тот же; на аверсе – изображение финиковой пальмы. Автор полагает, что изображения орла с пальмовой ветвью на реверсе у обоих типов копировало монеты селевкидского династа Ахея, правившего в Малой Азии с 220 по 214 гг. до н.э. Кроме того, автор считает, что изображение орла на этих монетах было связано с почитанием Зевса (или Зевса-Оромазда?) в Коммагене в период правления Митридата I, хотя присутствие его культа в царской идеологии может объясняться иранской традицией в Коммагене, засвидетельствованной в эпиграфике его сына, Антиоха I. Вероятно, как и Ахей, Митридат помещал на своих монетах символику военных успехов 90 г. до н.э., когда был отбит парфянский набег на Коммагену. Также автор считает, что и титул «Каллиник» был связан с военной символикой на монетах, хотя существует и иная интерпретация. Другие изображения на этих монетах – кадуцей и пальма – могут указывать на покровительство Аполлона-Гермеса этому царю. Аполлон-Гермес известен по надписям Антиоха I. Таким образом, Митридат I Каллиник, возможно, пытался придать своей особе героический статус, так как ничто не свидетельствует о его обожествлении.

Ключевые слова

Эллинизм, Коммагена, Митридат I, монетные типы, царская идеология, религия, Гермес, Зевс, Геракл, Аполлон-Гермес

Обухов Сергей Владимирович – младший научный сотрудник кафедры истории древнего мира Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Борисов, А.Я., Луконин, В.Г. 1963: Сасанидские геммы. Л.

Дибвойз, Н.К. 2008: Политическая история Парфии. СПб.

Зайцев, А.И. 1991: Геракл. В кн.: С.А. Токарев (ред.), Мифы народов мира. Т.1. М., 277– 283.

Зелинский, Ф.Ф. 2010: История античных религий. Ростов-на-Дону.

Кагаров, Е.Г. 1913: Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. СПб.

Лосев, А.Ф. 1991: Аполлон. В кн.: С.А. Токарев (ред.), Мифы народов мира. Т.1. М., 92–96.

Михалевич, Г.П. 1969: Раскопки иранских археологов в Персеполе и Пасаргадах. СА 2, 301–305.

Новосадский, Н.И. 1887: Элевсинские мистерии: Исследование в области древнегреческих культов. М.

Обухов, С.В. 2016: Артагн-Геракл-Арес в античной Коммагене. ПИФК 1, 67–85.

Пичикян, И.Р. 1983: Александр-Геракл (греко-бактрийский портрет великого полководца). СА 1, 80–90.

Сапрыкин, С.Ю. 2009: Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. М.

Тахо-Годи, А.А. 1991: Гермес. В кн.: С.А. Токарев (ред.), Мифы народов мира. Т.1. М., 292–294.

Тирацян, Г.А. 1956: Страна Коммагена и Армения. Известия АН Арм. ССР. Сер. общ. наук 3, 69–74.

Токарев, С.А. 1976: Религия в истории народов мира. М.

Трофимова, А.А. 2012: Imitatio Alexandri. Портреты Александра Македонского и мифологические образы в искусстве эпохи эллинизма. СПб.

Ханиотис, А. 2013: Война в эллинистическом мире. СПб.

Babelon, E. 1890: Les Rois de la Syrie, ďArmenie et de Commagene. Paris.

Bartolomaei, I.A. 1926: Monnaies des Arsacides. Werscheinlich zur einer projectirten monographie. Berlin.

Facella, M. 2006: La Dinastia degli Orontidi nella Commagene Ellenistico-Romana. Pisa.

Harrison, J.E. 1905: Religion of the ancient Greece. London.

Honigmann, E. 1924: Kommagenna. RE. IV, 978–990.

Houghton, A., Lorber, C., Hoover, O. 2002: Seleucid Coins. A Comprehensive Catalogue. Pt I. Seleucus I through Antiochus III. Lancaster–London.

Jalabert, L., Mouterde, R. 1929: Inscriptions grecques et latines de la Sуrie. Paris.

Lange, K. 1938: Herrscher Köpfe des Altertums im Münzbild ihrer Zeit. Berlin–Zürich.

Rose, B.Ch. 2013: A New Relief of Antiochus I of Commagene and other stone sculpture from Zeugma. In: W. Aylwerd. (ed.), Excavations at Zeugma Conducted by Oxford Archaeology. California, 220–231.

Wagner, J. 1975: Neue Funde zum Götter und Königskult unter Antiochos I von Kommagene. Antike Welt. Kommagene. Zeitschrift fur Archaologie und Urgeschichte. 6, 51–59, 75–86 abb.

Waldmann, H. 1973: Die Kommagenischen Kultreformen unter König Mithradates I Kallinikos und seinem Sohne Antiochos I. Leiden.

Wernicke, R. 1897: Apollon. RE. 2, 1–111.

Wilcken, O. 1932: Mithridates I. RE. 15, 2213.