скачать PDF

Аннотация

Lucus Ferentinae был местом поклонения богине Ферентине, которая была связана с водой и водными ресурсами. Святилище Lucus (Сaput) Ferenrinae, находилось в Лации и использовалось латинами в качестве места собраний союзных общин. В этом качестве святилище упоминается в источниках с VI в. до н.э., когда в Лации стали образовываться политические союзы, и происходит усиление Рима при этрусской династии. Проведенный анализ данных источников и археологических раскопок, а также концепций исследователей позволяет предположить, что выбор Lucus Ferentinae в качестве места собраний представителей латинских общин был обусловлен проведением в этот период ирригационных работ в Лации. Руководящая роль в этом принадлежала Риму, чем можно объяснить ведущую роль Рима в святилище при проведении собраний. В качестве места культа Lucus Ferentinae менее известен, имеющиеся данные позволяют говорить, что оно находилось под покровительством богини Дианы, а, следовательно, в ней обеспечивалась безопасность участников, что было еще одним немаловажным фактором при выборе места собраний Латинского союза. Культовая сторона lucus или caput aquae Ferentinae была связана с жертвоприношениями и традиционными очистительными ритуалами, которые происходили как в святилище Дианы в Неми, так и в Ферентинской роще. В целом можно констатировать, что lucus или caput aquae Ferentinae выступает в большей мере как место сбора войск Латинского союза и место собраний латинских общин в него входивших.

Ключевые слова

Ранний Рим, латины, Лаций, Латинский союз, Тарквиний Гордый, Сервий Туллий, Lucus Ferentinae, Caput Ferentinae

Шмелева Людмила Михайловна – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета.

Дворецкий, Г.Х. 2000: Латинско-русский словарь. М.

Маяк, И.Л.1971: Взаимоотношения Рима и италийцев в III – II вв. до н. э. (до Гракханского движения). М.

Шмелева, Л.М. 2015: Foedus Cassianum и положение Римской республики в Италии в на- чале V в. до н. э. Ученнные записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки Т. 157. Кн. 3, 131–140.

Alfӧldi, A. 1965: Early Rome and Latins. Ann Arbor.

Ampolo, C. 1981: Ricerche sulla lega latina. I. Caput aquae Ferentinae e lacus Turni. La Parola del Passato 36, 219–233.

Ampolo, C. 1984: Un supplizio arcaico : l’uccisione di Turnus Herdonius. Du châtiment dans la cité. Supplices corporels et peine de mort dans le monde antique. Table ronde de Rome (9–11 novembre 1982) Rome, 91–96.

Ampolo, C. 1993: Boschi sacri e culti federali: l’esempio del Lazio. Les bois sacrés. Actes du colloque international de Naples. Collection du Centre Jean Bérard, 10, 159–167, http:// books.openedition.org/pcjb/347?lang=it

Ampolo, C. 1990: Roma arcaica ed i Latini nel v secolo. Crise et transformation des sociйtйs archaпques de l’Italie antique au ve siиcle av. J.-C. (Actes de la table ronde, Rome 19-21 novembre 1987). Vol. 137, 7, 117–133.

Barzanò, A. 1991: La morte di Turno Erdonio e il problema della localizzazione del “lucus” e del “caput aquae Ferentinae”. Aevum 65, 39–63.

Cifani, G. 2014: Aspects of urbanism and political ideology in archaic Rome. In: Papers on Italian urbanism in the fi rst Millennium B.C. (Journal of Roman Archaeology supplement 97, 2014) Portsmouth, 15–28.

Chiabà, M. 2011: Roma e le priscae Latinae coloniae: ricerche sulla colonizzazione del Lazio dalla costituzione della repubblica alla guerra latina. Trieste.

Colonna, G. 1985: Il lucus Ferentinae ritrovato? Archeologia Laziale VII, 40–43.

Cornell, T.J. 1995: The Beginning of Rome: Italy and Rome from the Bronze Age to the Punic Wars (c. 1000 – 264 B.C.). London.

Ferentina, http://www.thaliatook.com/OGOD/ferentina.php

Green, C.M.C. 2000: The slayer and the King: Rex Nemorensis and the Sanctuary of Diana. Arion. A Journal of humanities and the Classics 7, 3, 24–63.

Green, C.M.C. 2007: Roman Religion and the Cult of Diana at Aricia. Cambridge.

Grandazzi, A. 1996: Identification d’une déesse: Ferentina et la ligue latine archaïque. Comptes rendus des séances de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. V. 140, No 1, 273–294.

Martinez-Pinna, J. 2012: Observaciones sobre el origen de la liga Latina. Mediterraneo antico 15 (1–2), 409–424.

Mauri, C. 2008a: Il Lucus Ferentinae a Cecchina.Castelli Romani n.2, Marzo-Aprile, 48–53, http://www.vivavoceonline.it/articoli.php?id_articolo=915

Mauri, C. 2008b: Localizzato a Cecchina il Lucus Ferentinae come Tarquinio il Superbo fece giustiziare Turno Erdonio, portavoce dell’opposizione dei Latini contro Roma. Castelli Romani 72, http://www.vivavoceonline.it/articoli.php?id_articolo=915

Mauri, C. 2011: Il Lucus Ferentinae a Cecchina. Castelli Romani 105, http://www.vivavoceonline. it/articoli.php?id_articolo=1413

Glare, P.G.W. (ed.) 2012: Oxford Latin Dictionary. Oxford.

Sánchez, P. 2014: Le fragment de L. Cincius (Festus p. 276 L) et le commandement des armées du Latium. Cahiers du Centre Gustave Glotz 25, 7–48.

Stassi, S. 2014: La presenza del sacro nel territorio albano. In: Silvia Aglietti (ed.), Res sacrae santuari e Luoghi di culto nei colli albani. Albano, 7–24.