скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена анализу сущности цицероновского понятия «дружба» (amicitia), определению степени влияния греческих философов на Цицерона в его трактовке понятия amicitia, выявлению оригинальности рассуждений Цицерона о дружбе, рассмотрению политической составляющей указанного понятия у Цицерона.

Цицерон характеризует истинную и совершенную дружбу как основанную не на выгоде, а на согласии в делах, благожелательности и привязанности. Дружба возникает от природы, появляется из-за приязни, важна как в счастье, так и в несчастье. Дружба – неотъемлемая часть достойной и добродетельной жизни. Дружба сильнее родственных связей. Дружбы достойны честные, доблестные, мудрые, щедрые, уверенные в себе, надежные, общительные люди, как, например, лучшие люди Древнего Рима (Катон, Тиберий Гракх Старший, Публий Сципион Африканский и другие). Недостойны дружбы люди, склонные к наслаждению и удовольствиям, льстецы, нечестивцы и предатели.

Причинами возникновения дружбы являются любовь и сходство нравов. Дружба прекращается из-за несовпадения интересов, женитьбы, соперничества, славы, жадности, вражды, ненависти, преступления. Сохранение дружбы возможно благодаря уважению, нравственно-прекрасным поступкам, общению на равных.

В понимании дружбы Цицерон, несомненно, испытывает влияние со стороны греков (Сократа, Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Полибия, перипатетиков и других). Тем не менее, он высказывает оригинальные суждения. Например, Цицерон расходится с Аристотелем в вопросе о том, кто стремится к дружбе: Аристотель считает, что дружбу ищут слабые люди, нуждающиеся в защите и помощи, в то время как истинная дружба для Цицерона не основана на выгоде. Также различие проявляется в видах дружбы: для Аристотеля бывает три вида дружбы (основанная на добродетели, полезности или удовольствии), для Цицерона – только дружба, основанная на добродетели. Кроме того, рассуждения Цицерона о дружбе пронизаны римским духом: он приводит много римских примеров и использует свой богатый политический опыт. Надо отметить некую политическую окрашенность его термина «дружба»: Цицерон убежден, что требования дружбы не должны противоречить интересам государства, что нельзя предавать ради друга родину.

Таким образом, цицероновское понятие «дружба» (amicitia) является сплавом древнегреческих положений о дружбе, так называемой чистой этики, и римских представлений о дружбе, подразумевавших некоторую политическую коннотацию.

Ключевые слова

Рим, Цицерон, дружба, amicitia

А.М. Брагова. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Брагова, А.М. 2005: Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Нижний Нов- город.

Горенштейн, В.О. 1974: Цицерон в годы гражданской войны 49–45 гг. и диктатуры Цезаря. Диалоги «О старости» и «О дружбе». В кн.: Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 175–191.

Темнов, Е.И. 1999: Цицерон – оратор, политик, правовед. В кн.: М.Т. Цицерон. О го- сударстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М., 5–40.

Утченко, С.Л. 1977: Политические учения Древнего Рима. М.

Шталь, И.В. 1966: Понятие «дружба» и эволюция эстетического идеала человека в римской литературе I в. до н.э. (по произведениям Цицерона и Катулла). В сб.: Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 281–292.

Brunt, P.A. 1965: Amicitia in the Late Republic. In: Proceedings of the Cambridge Philological Society 191, 1–20.

Brunt, P.A. 1988: The fall of the Roman Republic. Oxford.

Collins, W.L. 1871: Cicero. London.

Falconer, W. (ed.). 1959: Cicero: De Senectute, De Amicitia, De Divinatione. London – Cambridge.

Gruber-Miller, J. 2009: Exploring Relationships: Amicitia and Familia in Cicero’s De Amicitia. In: Classical World 103/1, 88–92.

Habinek, Th.N. 1990: Towards a History of Friendly Advice: The Politics of Candor in Cicero’s De Amicitia. In: Martha Nussbaum (ed.), The Poetics of Therapy. Apeiron 23, 4.

Haskell, H.J. 1942: This was Cicero: Modern politics in a Roman toga. New York.

Hellegouarc’h, J. 1963: Le vocabulaire latin des relations et des partis politiques sous la republique. Paris.

MacKendrick, P. 1989: The Philosophical Books of Cicero. New York.

Nicgorski, W. 2004: Cicero’s distinctive voice on friendship. De amicitia and De re publica. In: Annual Meeting of the American Political Science Association. Chicago, Sept, 2–5, 1–10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allacademic.com//meta/p_mla_apa_research_ citation/0/6/1/7/4/pages61740/p61740-1.php

Powell, J. 1990: Cicero: On Friendship and The Dream of Scipio. Warminster.

Stockton, D. 1971: Cicero: A Political Biography. Oxford.

Syme, R. 1939: The Roman Revolution. Oxford.

Taylor, L.R. 1949: Party Politics in the Age of Caesar. Los Angeles.