скачать PDF

Аннотация

Данная статья касается одного из аспектов очень сложной и остро дискутируемой сегодня проблематики транзитивности – проблемы формирования новой идентичности общества при переходе от античности к средневековью. Сама эпоха поздней античности (IV–VII вв.), ставшая предметом специального научного рассмотрения сравнительно недавно, дает потрясающую картину смены общественно-культурной парадигмы, когда происходит глубокая трансформация всех устоев общества, изменение ментальных структур, прежде всего, наблюдается кризис традиционной этнокультурной идентичности и формирование новой. В статье предпринимается попытка анализа механизмов этих глубинных преобразований. Комплексное рассмотрение этнических, политических, религиозных, культурных составляющих идентичности придает статье междисциплинарный характер. Автор показывает, как привычный принцип разделения человечества на эллинов и римлян, с одной стороны, и «варваров» – с другой заменяется в сочинении Евсевия принципиально новым принципом – в зависимости от вероисповедания. При этом механизмы подобной ментальной трансформации оказываются весьма мягкими, не требующими радикального разрыва с традицией. Автор выявляет два механизма. Прежде всего, это переосмысление традиционных категорий, когда их смысловое наполнение переносится из этногеографической, скорее, в политическую плоскость. Вторым механизмом является перенос акцентов с этнических характеристик на морально-этические. Основным критерием для выделения того или иного народа среди прочих для христианского автора является теперь морально-нравственная характеристика, наличие у народа тех или иных добродетелей, образ жизни и стереотипы поведения. В итоге, первый церковный историк, не ломая традиционных представлений, приходит к совершенно новому пониманию идентичности Таким образом, рассуждая, казалось бы, в рамках прежней парадигмы, первый церковный историк совершает поистине революционный переворот в осмыслении ойкумены, меняя не только оценки отдельных народов, но и сам принцип разделения человечества. В условиях кризиса римской идентичности, когда идеалы и ценности Рима безвозвратно уходят в прошлое, первый церковный историк Евсевий Кесарийский по сути формулирует и обосновывает новую форму идентичности – религиозную. Среди всех народов ойкумены он выделяет Христианский народ, наделяя его теми качествами и ценностями, с которыми будет себя отождествлять новое общество.

Ключевые слова

Поздняя античность, этнокультурная идентичность, Евсевий Кесарийский, христианство, «Церковная история»

Ващева Ирина Юрьевна – доктор исторических наук, доцент кафедры истории средневековых цивилизаций Института Международных отношений и Мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Ващева, И.Ю. 2002: Этнокультурные и конфессиональные группы в мировоззрении пер- вого христианского историка. В сб.: А.В. Махлаюк (ред.), Aкра. Сборник научных трудов. Нижний Новгород, 34–44.

Ващева, И.Ю. 2004: Механизмы формирования исторического сознания на рубеже III–IV веков (по данным «Церковной истории» Евсевия Кесарийского). В сб.: Е.В. Молев (ред.), Медиевистика и социальная работа. Нижний Новгород, 21–49.

Ващева, И.Ю. 2005: Античные категории в мировосприятии первого церковного историка. В кн.: Древнее Средиземноморье: религия, общество, культура. М., 230–254.

Ващева, И.Ю. 2006: Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. СПБ.

Ващева, И.Ю. 2012: Кризис римской идентичности в IV–VII вв. Вопросы истории 10, 110–117.

Гиббон, Э. 1997: История упадка и разрушения Римской империи. Ч. II. М.

Григорюк, Т.В. 2011: «Римский народ» в IV в.н.э. В сб.: В.В. Дементьева (ред.), Народ и демократия в древности. Доклады российско-германской научной конференции. Ярославль, 287–292.

Каждан, А. П. 1965: От Христа к Константину. М.

Корелин, М.С. 1901: Падение античного миросозерцания (культурный кризис в Римской империи). СПб.

Кривушин, И.В. 1996: Евсевий Кесарийский, отец церковной истории. В кн.: И.В. Кри- вушин, Н.В. Ревякина (ред.), Интеллектуальная история в лицах: Семь портретов мыслителей Средневековья и Возрождения. Иваново, 7–24.

Кривушин, И.В. 1998: Ранневизантийская церковная историография. СПБ.

Кривушин, И.В.1995: Рождение церковной историографии: Евсевий Кесарийский. Ива- ново.

Крывелев, И. А. 1985: Библия: историко-критический анализ. М.

Лебедев, А.П. 2000: Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX вв. СПБ.

Удальцова, З.В. 1984: Развитие исторической мысли. В кн.: Культура Византии. IV – пер- вая половина VII века. М., 182–191.

Шукуров Р.М. 2008: Конфессия, этничность и византийская идентичность. [Электрон- ный ресурс]. Режим доступа: http://www.centre-fr.net/spip.php?article169&lang=ru.

Ahrweiler, H. 1975: L’idéologie politique de l’empire byzantin. Paris.

Barnes, T. D. 1981: Constantine and Eusebius. Cambridge.

Cameron, A., Cameron, A. 1964: Christianity and Tradition in the Historiography of the Late Empire. The Classical Quarterly (New Series) 14/2, 316–328.

Cameron, A. 1971: Agathius. Oxford.

Cameron, A. 1985: Procopius and the Sixth Century. London.

Cameron, A. 2010: The Byzantines. Wiley–Blackwell.

Cameron, A. 2014: Byzantine matters. Princeton.

Chesnut, G. 1977: The First Christian Histories: Eusebius, Socrates, Sozomen, Theodoret and Evagrius. Paris.

Chrysos, E. 1996: The Roman Political Identity in Late Antiquity and Early Byzantium in Byzantium. In: K. Fledelius (ed.), Identity, Image, Infl uence. XIX International Congress of Byzantine Studies. University of Copenhagen, 18–24 August, 1996. Major Papers. Copenhagen, 7–16.

Colish, M.L.1985: The Stoic tradition from Antiquity to the Early Middle Ages. Brill.

Comparetti, D. 1997: Vergil in the Middle Ages. Princeton.

Dagron, G. 1964: Aux origines de la civilisation byzantine: langue de culture et langue d’état. Revue historique 241, 23–56.

Digeser, E. 2006: Christian or Hellene? The great persecution and the problem of identity. In: R.M. Frakes, E. Digeser (eds.), Religious Identity in Late antiquity. Toronto.

Digeser, E., Frakes, R.M., Stephens, J. 2010: The Rhetoric of Power in Late Antiquity: Religion and Politics in Byzantium, Europe and the Early Islamic World. London–New York.

Fouracre, P. (еd.) 2005: The New Cambridge Medieval History: c. 500 – c. 700. Cambridge.

Geary, P.J. 1983: Ethnic Identity as a Situational Construct in the Early Middle Ages. Mitteilungen der anthropologischen Gesellschaft in Wien 113, 15–26.

Grant, R.M. 1980: Eusebius as Church Historian. Oxford.

Iricinschi, Ed., Zellentin, H.M. (eds.) 2008: Heresy and Identity in Late Antiquity. Texts and Studies in Ancient Judaism 119. Tubingen.

Kaldellis, A. 2004: Procopius of Caesarea: Tyranny, History and Philosophy at the End of Antiquity. Philadelphia.

Kaldellis, A.E. 2007: Hellenism in Byzantium: the transformations of Greek Identity and the Reception of the Classical Tradition (Greek Culture in the Roman World). Cambridge–New York.

Kaldellis, A.E. 2012: From Rome to New Rom, from Empire to Nation-State: Reopening the Question of Byzantium’s Roman Identity. In: L. Grig, G. Kelly (eds.), Two Romes. Rome and Constantinople in Late Antiquity. Oxford–New York, 387–404.

Koder, J. 1996: Byzantinische Identität– einleitende Bemerkungen in Byzantium. In: K. Fledelius (ed.), Identity, Image, Infl uence. XIX International Congress of Byzantine Studies. University of Copenhagen, 18–24 August, 1996. Major Papers. Copenhagen, 3–6.

Koder, J. 2012: Sprache als Identitätsmerkmal bei den Byzantinern. Auf -isti endende sprachbezogene Adverbien in den griechischen Quellen. Anzeiger der Philosophischhistorischen Klasse. 147/2, 5–37.

Laurence, R., Berry, J. (eds.) 1998: Cultural Identity in the Roman Empire. London.

Nguyen, V.H.T. 2008: Christian Identity in Corinth: A Comparative Study of 2 Corinthians, Epictetus and Valerius Maximus (Wissenschaftlishe Untersuhungen zum Neuen Testament. 2/243). Tübingen.

Overbeck, F. 1892: Uber die Anlange der Kirchengeschichtssc hreibung. Basel. Page Gill 2008: Being Byzantine: Greek Identity before the Ottomans. Cambridge. [Электрон- ный ресурс]. Режим доступа: http://scholarworks.iu.edu/journals/index.php/tmr/article/ view/ 16788/22906.

Pohl, W., Heydemann, G. (eds.) 2013: Strategies of Identifi cation: Ethnicity and Religion in Early Medieval Europe. Turnhout.

Rapp, C. 2008. Hellenic Identity, Romanitas and Christianity in Byzantium. In: K. Zacharia (ed.), Hellenismus. Culture, Identity, and Ethnicity from Antiquity to Modernity. Aldershot, 127–147.

Schwartz, E. 1957: Griechische Geschichtsschreiber. Leipzig.

Smythe, D.C. 1996: Byzantine Identity and Labelling Theory. In: In: K. Fledelius (ed.), Identity, Image, Infl uence. XIX International Congress of Byzantine Studies. University of Copenhagen, 18–24 August 1996. Major Papers. Copenhagen, 26–36.

Stouraitis, I. 2014: Roman Identity in Byzantium: a Critical Approach. Byzantinische Zeitschrift. 107/1, 175–220.

Trompf, G. 1979: The Idea of Historical Recurrence in Western Thought: From Antiquity to the Reformation. Berkeley.

van Ginkel, J.-J., Murre-Van den Berg, H.L., van Lint, T.M. (eds.), 2005: Redefi ning Christian Identity. Cultural Interaction in the Middle East since the Rise of Islam. Leuven–Paris– Dudley.

Wallace-Hadrill, D.S. 1960: Eusebius of Caesarea. London.

Whitby, M. 2006: Procopian Polemics: a Review of A. Kaldellis Procopius of Caesarea. Tyranny, History, and Philosophy at the End of Antiquity. The Classical Review 55(2), 648.

Zacharia, K. (ed.) 2008: Hellenisms: Culture, Identity and Ethnicity from Antiquity to Modernity. Aldershot.