скачать PDF

Аннотация

Данная статья посвящена анализу процесса образования одного из крупнейших богословских центров в Египте – Александрийской школе. Актуальность данного анализа обусловлена тем, что сведений о первых этапах существования этой школы практически нет, в виду чего возникают многочисленные научные споры о роли первых александрийских христианских богословов, к которым относился Пантен Александрийский. Создание Александрийской школы было обусловлено, прежде всего, тем, что Александрия в виду своего удачного географического положения, стала городом, куда стекались представители интеллектуальной элиты, формировавшие новую социокультурную среду на базе мусейона и знаменитой Александрийской библиотеки. Спецификой Александрийской школы на первых этапах её существования было содержание образования, которое в ней получали слушатели. Школа стала центром развития богословского образования и образцом для создания аналогичных образовательных центров в других частях Римской империи.

Пантен являлся одним из первых александрийских учителей, строивших свое преподавание на основе устного предания, - методе, которым пользовались многие предшествующие Пантену мыслители античности. При этом его основной задачей было устное толкование Священного писания и, тем самым, обращение в христианскую веру новых последователей. Вероятнее всего, помимо богословского толкования текстов, на первых этапах развития Александрийской школы, в ней активно преподавалась философия, что указывает на преемственность от классической образовательной традиции. Особенностью административной деятельности Пантена на посту руководителя Александрийской школы, стало то, что он развил новое философско-богословское направление мистико-спекулятивного толка, опиравшееся на традиции как христианской веры, так и прежних политеистичных верований. Дальнейшее развитие это направление получило в деятельности его ученика Климента Александрийского.

Ключевые слова

Римская империя, Египет, Александрия, Александрийская школа, Пантен, Климент Александрийский

Зайцева Ирина Валерьевна – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.

Дмитриевский, В. 1884: Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до нач. V века по Р.Хр. Казань.

Дьяконов, А.П. 1913: Типы высшей богословской школы в древней церкви III–VI вв. Речь на годичном акте Санкт-Петербургской Духовной Академии 17 февр. 1913 г. СПб.

Корсунский, Н.Н. 1882: Иудейское толкование Ветхого Завета. М.

Саврей, В.Я. 2011: Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.

Сагарда, Н.И., Сагарда, А.И. 2004: Полный корпус лекций по патрологии. СПб. Хосроев, А.Л. 1997: Из истории раннего христианства в Египте. На материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М.

Bardу, G. 1926: Clément d’Alexandrie. Paris.

Edwards, M.J. 2000: Clement of Alexandria and his Doctrine of Logos. VC 54, 159–177.

Eijk, A.H.C. van 1971: The Gospel of Philip and Clement of Alexandria. VC 25.2, 94–120.

Ferguson, J. 1974: Clement of Alexandria. New York.

Lilla, S.R.C. 1971: Clement of Alexandria: A Study in Christian Platonism and Gnosticism. Oxford.

Osborn, E. 1957: The Philosophy of Clement of Alexandria. Cambridge.

Ramsay, W.M. 2004: The fi rst Christian century: notes on Dr. Moffatt’s introduction to the literature of the New Testament. Kessinger Publishing.

Wytzes, J. 1957: The Twofold Way. Platonic Infl uences in the Works of Clement of Alexandria. VC 11, 129–153.