скачать PDF

Аннотация

В течение 1842–1843 гг. нагайбакские казаки со своими семьями были переселены в три района Оренбургской губернии и образовали три разные группы, каждую из которых ожидала собственная судьба. Северная группа казаков-нагайбаков в количестве 500 душ была переселена в Троицкий уезд в ст. Верхнеувельская (Варламово), пос. Ключевский-2 (Лягушино), Попово, Болотово и Краснокаменка. При переселении нагайбаки представляли собой этническую общность, которая, однако, была подвержена влиянию со стороны русских. Северная группа, не испытавшая на себе значительного влияния миссионеров обеих религий, в настоящее время считается формально православной: среди населения заметно индифферентное отношение к религии и обрядам, как мусульманским, так и православным.

Нагайбаки этой группы получили самоназвание «бакалы» по названию Бакалинской станицы, откуда они прибыли. С течением времени бакалы приобрели еще несколько самоназваний, включая «нагайбаки», «крешены», «русские», «чермыши» и др. Частые смены и обновления самосознания и самоназвания народа, привели к тому, что многие сегодня не могут с уверенностью сказать о своей этнической принадлежности. У северных нагайбаков наблюдается повышение интереса к своему самосознанию и культуре, что вызвано, в числе прочего, успехами соплеменников — жителей Нагайбакского района. Благодаря персональной и групповой стратегии, этничность северной группы сегодня актуальна и динамична; пережив несколько смен идентичности в своей истории, северная группа в настоящее время находится в состоянии этнического дрейфа.

Ключевые слова

Нагайбаки, бакалы, северная группа, самоназвание, русские, казаки, православие, миссионеры, дрейф этничности

Белоруссова Светлана Юрьевна – научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН

Альметев, Ф. 1911: Этнографическая заметка «Нагайбак». ОЕВ 49, 1097–1099.

Аминов, Р.Р. 2015: Формирование и расширение поселенческой структуры Оренбургских татар-казаков в кантонный период (1798–1840). Из истории и культуры народов Среднего Поволжья 25, 6–33.

Атнагулов, И.Р. 2015: Идентичности нагайбаков: генезис, структура, динамика. Магнито- горск.

Белоруссова, С.Ю. 2015: Траектория этничности нагайбаков. Вестник Челябинского госу- дарственного университета 24 (379), 17–24.

Белоруссова, С.Ю. 2016: Этнофотографическое путешествие Михаила Круковского по Южному Уралу. Уральский исторический вестник 2 (15), 98–104.

Головнев, А. В. 2011: Этничность и идентичность на Урале. Уральский исторический вестник 2 (31), 40–49.

Елькович, Я.Р. (ред.) 1933: Бишкильский район. Уральская советская энциклопедия. Свердловск–Москва.

Кобзов, В.С. 1992: Новая линия. Вестник Челябинского университета 1 (3), 12–26.

Кортунов, А.И. 2013: Особенности заселения новых районов Оренбургского казачьего войска и результаты мероприятий по увеличению контингента оренбургского казачества в 40-х гг. XIX в. Вестник Башкирского университета 18, 1, 264–267.

Круковский, М.А. 1909: Южный Урал. Путевые очерки. М.

Лепехин, И.И. 1802: Продолжение Дневных записок путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 году. Ч. 2. СПб.

Отчет о деятельности Оренбургского епархиального комитета Православного миссионер- ского общества за 1908 год, 1909: ОЕВ 48, 402–410.

Полное собрание законов Российской империи, 1844: Собр. 2. Т. XVIII. Отд. 1. 16811. СПб.

Стариков, Ф.М. 1891: Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о домашнем быте оренбургских казаков, рисунков со знамен и карты. Оренбург.

Тимофеев, В.Т. 1890: Миссионерское путешествие по инородческим приходам Оренбург- ской епархии. ОЕВ 6. 201–204.

Чернавский, Н.М. 1900: Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Оренбург.