скачать PDF

Аннотация

Особое влияние на формирование и сохранение исторической памяти народов оказывают художественные фильмы: они не только актуализируют воспоминания о событиях прошлого, но и привлекают внимание общественности к дискуссионным историческим темам. Статья посвящена анализу художественного фильма по одноименному роману публициста Т. Вермеша «Он снова здесь» и его воздействию на общество ФРГ. Главный герой романа – Адольф Гитлер, очнувшийся в 2015 г. в современном Берлине и попадающий в новую политическую реальность со своими старыми идеологическими установками. Бездомный и нищий, он интерпретирует все, что видит в 2015 г., с нацистской точки зрения. Несмотря на то, что все его узнают, никто не верит, что он – настоящий Адольф Гитлер, его воспринимают как комика и талантливого актера, вжившегося в образ. Он появляется на телевизионном шоу под названием «Эй, чувак!» и высказывает там свои идеи. Видео с его гневными речами быстро распространяется благодаря ютубу, и Гитлер становится знаменитым. В конце концов, он использует свою популярность, чтобы вернуться в политику.

Популярность романа Т. Вермеша и снятого фильма свидетельствуют о том, что в исторической памяти немецкого общества о нацистском прошлом происходит сдвиг: начинается его «нормализация», возникает стремление взглянуть на него под другим углом (смеясь, а не плача), притупляется восприятие аморальности нацистской идеологии, изменяются способы репрезентации этого периода истории. Фильм «Он снова здесь» стал вызовом современному немецкому обществу, проверкой на готовность воспринимать идеи национал-социализма, которые, казалось бы, давным-давно были переосмыслены. Неоднозначная реакция на фильм зрителей и кинокритиков, комментарии в электронных СМИ позволяют сделать вывод о том, что процесс «преодоления прошлого» в современной Германии еще далек от завершения.

Ключевые слова

Историческая память, историческое сознание, «преодоление прошлого», Вторая мировая война, национал-социализм, А. Гитлер

Грибан Ирина Владимировна – кандидат исторических наук, директор музея истории Уральского государственного педагогического университета. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Борозняк, А.И. 2015: Жестокая память. Нацистский рейх в восприятии немцев второй половины ХХ и начала XXI века. М.

Вельцер, Х. 2005: История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы. В кн.: Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 51–63.

Altwegg, J. 2015: Hitler trägt einen Barcode. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/debatten/streit-um-franzoesische-ausgabe-von-meinkampf- 13879417.html

Bösch, F. 2007: Film, NS-Vergangenheit und Geschichtswissenschaft. Von „Holocaust“ zu „Der Untergang“. Vierteljahresheft für Zeitgeschichte 1, 1–32.

Buß, C. 2015: Hitler-Groteske „Er ist wieder da“: Vorsicht, Witz mit Bart. Spiegel. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spiegel.de/kultur/kino/er-ist-wieder-da-hitlergroteske- nach-timur-vermes-a-1056231.html

Feldenkirchen, M. 2015: Deutsche Verrohung: Was ist nur aus diesem Land geworden? Spiegel. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/ markus-feldenkirchen-ueber-die-verrohung-deutschlands-a-1060807.html

Gathmann, F., Reimann, A. 2015: Neue deutsche Gewalt: Vier Wochen im Herbst. Spiegel. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/ fl uechtlinge-liste-fremdenfeindlicher-gewalt-a-1060847.html

Hagen, K. 2015: Volksverhetzung: Recht und Extreme. Spiegel. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/pegida-recht-und-gesetz-beihass- und-hetze-a-1060914.html

Hanfeld, M. 2015: Der Adolf in uns allen. Frankfurter Allgemeine Zeitung. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/debatten/fragwuerdige-botschaft- der-hitler-satire-er-ist-wieder-da-13889773.html

Oels, D., Timplan, A. 2015: Zwischen Sitcom und Erschütterung: Rezeption eines Bestsellers. In.: Er ist wieder da. Köln, 431–443.

Oltermann, P. 2014: Germany asks: is it Ok to laugh at Hitler. The Guardian. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theguardian.com/books/2014/mar/23/germanyfi nally-poke-fun-hitler-fuhrer

Passlik, H. 2013: Christoph Maria Herbst liest “Er ist wieder da”. Neue Westfälische. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nw.de/lokal/bielefeld/mitte/mitte/8715274_ Christoph_Maria_Herbst_liest_Er_ist_wieder_da.html

Pontz, Z. 2013: German Comic Novel about Hitler becomes Bestseller. The Algemeiner. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.algemeiner.com/2013/01/07/germancomic- novel-about-hitler-becomes-bestseller/

Rosenfeld, G.D. 2015: Hi, Hitler! How the Nazi Past is being normalized in Contemporary Culture. Cambridge.

Schenker, A. (hrsg.) 2015: “Er ist wieder da” ist weiterhin Nummer 1 der Kinocharts. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.presseportal.de/pm/12946/3162927

Umfrage: Drei Viertel der Deutschen wollen Pegida vom Verfassungsschutz beobachten lassen. Spiegel. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spiegel.de/politik/ deutschland/pegida-76-prozent-der-deutschen-wollen-organisatoren-beobachten-lassen- a-1061027.html

Vermes, T. 2015: Er ist wieder da. Köln.

Wilk, A. 2015: „Er ist wieder da“ – und zwar ganz oben. Frankfurter Allgemeine Zeitung. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/kino/hEr istitler-satire-er-ist-wieder-da-auf-platz-1-der-kinocharts-13879073.html