скачать PDF

Аннотация

Среди наскальных изображений эпохи бронзы Саяно-Алтая и Центральной Азии четко выделяется в особую группу фигуры животных с лучистыми дисками на головах. В едином синкретическом образе сливаются реально существовавшие виды животных и стилизованные условные символы – знаки небесного дневного светила. Лучистый диск – символ солнца, помещался иногда на голове животного вместо рогов, иногда на концах рогов, он венчает голову даже такого безрогого животного как кабан. Это обстоятельство дает основание предполагать, что солнечный символ не заменял рога, а нес на себе иную смысловую нагрузку. Встречаются изображения животных с рогами самых причудливых очертаний, не имеющими прототипов в реальной действительности. В отдельных случаях они напоминают своим видом лестницу – семантический эквивалент шаманского мирового дерева, лестницу, по которой шаман, согласно представлениям сибирских аборигенов, мог подниматься в верхний мир. Среди изображений животных, наделенных фантастическими чертами, известны такие, чьи образы формировались путем умножения отдельных частей тела. Это многорогие, многоухие и т.п. зооморфные существа. Примером может служить изображение шестирогого козла на горе Устю-Мозага на правом берегу Енисея. Примечательно, что рядом с ним представлено другое фантастическое животное с солярным символом на голове. Подобные ирреальные образы встречаются также и в фольклоре коренных народов Северной и Центральной Азии. Это хтонические существа нижнего мира или же волшебные персонажи, олицетворяющие светлые небесные силы.

Ключевые слова

Саяно-Алтай, Центральная Азия, наскальное искусство, эпос, петроглифы

Дэвлет Екатерина Георгиевна – доктор исторических наук, ученый секретарь Института археологии РАН, руководитель центра палеоискусства.

Дэвлет Марианна Арташировна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела бронзового века Института археологии РАН.

Абаев, В.И. 1979: Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 2. Л.

Ай Мирген. 1959: Абакан.

Алтайские героические сказания. 1983. М.

Алтын-Арыг 1988: Хакасский героический эпос. М.

Гемуев, И.Н., Сагалаев, А.М., Соловьев, А.И. 1989: Легенды и были таежного края. Новосибирск.

Дэвлет, Е.Г., Дэвлет, М.А. 2005: Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М.

Дэвлет, М.А. 1982: Петроглифы на кочевой тропе. М.

Кубарев, В.Д. 1979: Древние изваяния Алтая. Оленные камни. Новосибирск.

Кубарев, В.Д., Цэвээндорж, Д., Якобсон, Э. 2005: Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск.

Липец, Р.С. 1984: Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.

Маадай-Кара 1987: Алтайский героический эпос. М.

Майногашева, В.Е. 1997: О хакасском героическом эпосе и алыптых нымахе «Ай Хуучин». В кн.: Хакасский героический эпос «Ай Хуучин». Новосибирск, 40–44.

Мифы, предания, сказки хантов и манси. 1990. М.

Николаев, Р.В. 1985: Фольклор и вопросы этнической истории кетов. Красноярск.

Николаев, Р.В. 1987: Солнечный конь. К вопросу о культе коня у народов Евразии. В сб.: Скифо-сибирский мир. Новосибирск, 150–159.

Окладников, А.П. 1964: Олень золотые рога. Рассказы об охоте за наскальными рисунками. М.–Л.

Окладников, А.П. 1980: Петроглифы Центральной Азии. Хобд-Сомон (Гора Тэбш). Л.

Пропп, В.Я. 1986: Исторические корни волшебной сказки. Л.

Сунчугашев, Я.И. 1980: О двуглавых конях в хакасском героическом сказании. В сб.: Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 110–123.

Суразаков, С.С. 1985: Алтайский героический эпос. Л.

Таубе, Э. 1994: Сказки и предания алтайских тувинцев. М.

Худяков, И.А. 1890: Верхоянский сборник. Якутск.