скачать PDF

Аннотация

В статье указывается, что практика присвоения личностям прозвищ имеет в античной Греции весьма древнюю традицию и восходит, судя по всему, уже к II тыс. до н.э., когда складывалась эллинская мифология. У целого ряда древнегреческих мифологических героев мы обнаруживаем прозвища (среди таковых – Геракл-Алкид, Приам-Подарк, Астианакт-Скамандрий, Александр-Парис, Кассандра-Александра). Помимо прозвищ постоянных наблюдаются и ситуативные (Одиссей-Никто в пещере циклопа). Прозвищем героя могло служить и его «отчество», патронимик.

Далее рассматриваются прозвища деятелей культуры в Греции. Отмечается, что уже имя Гомер воспринималось многими античными авторами как прозвище. Некоторые современные исследователи (например, Г. Надь) считают, что имя Гесиод – прозвище. Имена Стесихор, Платон – безусловные прозвища. Кстати, среди философов практика снабжения коллег прозвищами была особенно распространена.

Ключевые слова

Греция, архаическая и классическая эпохи, прозвища, имена, ономастика, мифология, герои, деятели культуры, философы

Суриков Игорь Евгеньевич – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Аверинцев, С.С. 1996: Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.

Андреев, Ю.В. 2002: От Евразии к Европе: Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб.

Блаватская, Т.В. Черты истории государственности Эллады (XII–VII вв. до н.э.). СПб.

Видаль-Накэ, П. 2001: Черный охотник: Формы мышления и формы общества в грече- ском мире. М.

Гиндин, Л.А., Цымбурский, В.Л. 1996: Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.

Доватур, А.И. Феогнид и его время. Л.

Зайцев, А.И. 1990: Геракл. В кн.: Е.М. Мелетинский (гл. ред.), Мифологический словарь. М., 147–149.

Карпюк, С.Г. 2003: Общество, политика и идеология классических Афин. М.

Ликофрон 2011: Александра (перевод с древнегреческого и комментарий И.Е. Сурикова). ВДИ 1, 219–233; 2, 234–267.

Молчанов, А.А. 2002: Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н.э. (Проблемы источниковедения миноистики и микенологии). М.

Надь, Г. 2002: Греческая мифология и поэтика. М.

Пальцева, Л.А. 1999: Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПб.

Соколов, Ф.Ф. 1910: Труды. СПб.

Суриков, И.Е., 2009: Новые наблюдения в связи с ономастико-просопографическим мате- риалом афинских остраконов. Вопросы эпиграфики 3, 102–127.

Суриков, И.Е. 2011: Очерки об историописании в классической Греции. М.

Суриков, И.Е. 2015а: Античная Греция: политики в контексте эпохи. На пороге нового мира. М.

Суриков, И.Е. 2015б: Античная Греция: Ментальность, религия, культура. М.

Суриков, И.Е. 2017: Прозвища у греков архаической и классической эпох. I. Предвари- тельные соображения общетеоретического характера. ПИФК 1 (55), 19–34.

Фрейденберг, О.М. 1997: Поэтика сюжета и жанра. М.

Фролов, Э.Д. 1988: Рождение греческого полиса. Л.

Фролов, Э.Д. 2001: Греция в эпоху поздней классики: Общество. Личность. Власть. СПб.

Хабихт, Х. 1999: Афины. История города в эллинистическую эпоху. М.

Цымбурский, В.Л. 1990а: Лаомедонт – эпиклеза Посейдона? (к разночтениям в ст. 157 «Александры» Ликофрона). В кн.: А.А. Тахо-Годи, И.М. Нахов (ред.), Античность в контексте современности. М., 66–75.

Цымбурский, В.Л. 1990б: Александр – Алаксандус – Elaxsantre (К диахронной структуре мифа о Парисе). В кн.: И.Е. Данилова (общ. ред.), Образ – смысл в античной культу- ре. М., 223–249.

Яйленко, В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М.

Boardman, J. Herakles, Peisistratos and Eleusis. JHS 95, 1–12.

Brault, P.-A. 2009: Playing the Cassandra: Prophecies of the Feminine in the Polis and Beyond. In: D.E. McKoskey, E. Zakin (eds.), Bound by the City: Greek Tragedy, Sexual Difference, and the Formation of the Polis. Albany, 197–220.

Brisson, L. 2007: Aristoxenus: His Evidence on Pythagoras and the Pythagoreans. The Case of Philolaus. In: M. Erler und S. Schorn (eds.), Die griechische Biographie in hellenistischer Zeit. Berlin – New York, 269–284.

Carlier, P. 2006: Ἄναξ and βασιλεύς in the Homeric Poems. In: S. Deger-Jalkotzy, I.S. Lemos (eds.), Ancient Greece: From the Mycenaean Palaces to the Age of Homer. Edinburgh, 101–109.

Connolly, J. 2003: Like the Labors of Heracles: Andreia and Paideia in Greek Culture under Rome. In: R.M. Rosen, I. Sluiter (eds.), Andreia: Studies in Manliness and Courage in Classical Antiquity. Leiden – Boston, 287–317.

Davies, J.K. 1971: Athenian Propertied Families 600–300 B.C. Oxford.

Dickey, E. 2007: Ancient Greek Scholarship: A Guide to Finding, Reading, and Understanding Scholia, Commentaries, Lexica, and Grammatical Treatises, from their Beginnings to the Byzantine Period. Oxford.

Dickinson, O. 2007: The Aegean from Bronze Age to Iron Age: Continuity and Change between the Twelfth and Eighth Centuries BC. London – New York.

Dorandi T. Il Περὶ παλαιᾶς τρυφής attribuito a Aristippo nella storia della biografi a antica. In: M. Erler und S. Schorn (eds.), Die griechische Biographie in hellenistischer Zeit. Berlin – New York, 157–172.

Dougherty, C. 2001: The Raft of Odysseus: The Ethnographic Imagination of Homer’s Odyssey. Oxford.

Dubois, L. 2000: Hippolytos and Lysippos: Remarks on Some Compounds in Ἱππο-, -ιππος. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 41–52.

Edwards, A.T. 2004: Hesiod’s Ascra. Berkeley.

Feeney, D. 2010: Fathers and Sons: The Manlii Torquati and Family Continuity in Catullus and Horace. In: C.S. Kraus, J. Marincola, C. Pelling (eds.), Ancient Historiography and its Contexts: Studies in Honour of A.J. Woodman. Oxford, 205–223.

Finley, M.I. 1965: The World of Odysseus. New York.

Fraser, P.M. 2000: Ethnics as Personal Names. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 149–157.

Gabelko, O.L. 2016: Antigonos “Monophtalmos”: Some Particulars in the Interpretation of the Nickname. Anabasis: Studia classica et orientalia 7, 71–78.

Gehrke H.-J. 1978: Das Verhältnis von Politik und Philosophie im Wirken des Demetrios von Phaleron. Chiron 8, 149–193.

Goff, B. 2016: The Leopard-skin of Herakles: Traditional Wisdom and Untraditional Madness in a Ghanaian Alcestis. In: P. Kyriakou, A. Rengakos (eds.), Wisdom and Folly in Euripides. Berlin – Boston, 347–364.

Gregory, J. 1977: Euripides’ Heracles. In: T.F. Gould, C.J. Herington (eds.), Greek Tragedy. Cambridge, 259–275.

Hackstein, O. 2010: The Greek of Epic. In: E.J. Bakker (ed.), A Companion to the Ancient Greek Language. Oxford, 401–423.

Hall, E. 2008: The Return of Ulysses. Baltimore.

Hall, J.M. 2014: A History of the Archaic Greek World ca. 1200–479 BCE. 2nd ed. Oxford.

Haubold, J. 2005: Heracles in the Hesiodic Catalogue of Women. In: R. Hunter (ed.), The Hesiodic Catalogue of Women: Constructions and Reconstructions. Cambridge, 85–98.

Heydemann, H. 1866: Iliupersis auf einer Trinkschale des Brygos: Erläutert und herausgegeben. Berlin.

Horrocks, G. 1997: Homer’s Dialect. In: I. Morris, B. Powell (eds.), A New Companion to Homer. Leiden – New York – Köln, 193–217.

Hubbard, T. 2007: Theognis’ Sphrêgis: Aristocratic Speech and the Paradoxes of Writing. In: C. Cooper (ed.), Politics of Orality. Leiden – Boston, 193–215.

Irwin, E. 2005: Solon and Early Greek Poetry: The Politics of Exhortation. Cambridge.

Kaldellis, A. 2012: The Byzantine Role in the Making of the Corpus of Classical Greek Historiography: A Preliminary Investigation. JHS 132, 71–85.

Kanavou, N. 2011: Aristophanes’ Comedy of Names: A Study of Speaking Names in Aristophanes. Berlin – New York.

Knoepfler, D. Oropodoros: Anthroponymy, Geography, History. In: S. Hornblower, E. Matthews (eds.), Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Oxford, 81–98.

Krummen, E. 2009: Alcman, Stesichorus and Ibycus. In: F. Budelmann (ed.), The Cambridge Companion to Greek Lyric. Cambridge, 189–203.

Lamari, A. 2012: The Return of the Father: Euripides’ Antiope, Hypsipylae and Phoenissae. In: A. Markantonatos, B. Zimmermann (eds.), Crisis on Stage: Tragedy and Comedy in Late Fifth-Century Athens. Berlin – Boston, 219–239.

Lardinois, A.P.M.H. 2006: Have we Solon’s Verses? In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lardinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. Leiden – Boston, 15–35.

Legon, R.P. 1981: Megara: The Political History of a Greek City-State to 336 B.C. Ithaca.

Lentano, M. 2015: Parricidii sit actio: Killing the Father in Roman Declamation. In.: E. Amato, F. Citti, B. Huelsenbeck (eds.), Law and Ethics in Greek and Roman Declamation. Berlin, 133–153.

Liddell, H.G., Scott, R., Jones, H.S., McKenzie, R. 1996: A Greek-English Lexicon: With a Revised Supplement. Oxford.

Malkin, I. 1998: The Returns of Odysseus: Colonization and Ethnicity. Berkeley.

Mejer, 2007: J. Biography and Doxography. Four Crucial Questions Raised by Diogenes Laertius. In: M. Erler und S. Schorn (eds.), Die griechische Biographie in hellenistischer Zeit. Berlin – New York, 431–442.

Montiglio, S. 2011: From Villain to Hero: Odysseus in Ancient Thought. Ann Arbor.

Moretti, L. 1957: Olympionikai, i vincitori negli antichi agoni olimpici. Roma.

Nagy, G. 2003: Homeric Responses. Austin.

Nagy, G. 2010: Homer the Preclassic. Berkeley.

Nagy, G., Noussia-Fantuzzi, M. 2015: Introduction. In: G. Nagy, M. Noussia-Fantuzzi (eds.), Solon in the Making: The Early Reception in the Fifth and Fourth Centuries. Berlin – Boston, 1–7.

Nails, D. 2002: The People of Plato: A Prosopography of Plato and Other Socratics. Indianapolis.

Nilsson, M.P. 1932: The Mycenaean Origin of Greek Mythology. Berkeley.

Nilsson, M.P. 1950: The Mynoan-Mycenaean Religion and its Survival in Greek Religion. Lund.

Nilsson, M.P. 1955: Geschichte der griechischen Religion. Bd. 1. München.

Noussia-Fantuzzi, M. 2010: Solon the Athenian, the Poetic Fragments. Leiden – Boston.

Osborne, M.J., Byrne, S.G. 1994: A Lexicon of Greek Personal Names In: P.M. Fraser and E. Matthews (ed.), Vol. 2. Attica. Oxford.

O’Sullivan, L. 2001: Philochorus, Pollux and the Nomophulakes of Demetrius of Phalerum. JHS 121, 51–62.

Padgett J.M., 2014: The Serpent in the Garden: Herakles, Ladon, and the Hydra. In: A. Avramidou, D. Demetriou (eds.), Approaching the Ancient Artifact: Representation, Narrative, and Function. A Festschrift in Honor of H.A. Shapiro. Berlin – Boston, 43–51.

Papadopoulou, T. 2005: Heracles and Euripidean Tragedy. Cambridge.

Pape, W. 1911: Wörterbuch der griechischen Eigennamen. 3 Aufl ., neu bearbeitet von G.E. Benseler. Ht. 1. Braunschweig.

Pelling, C. 2016: Herodotus, Polycrates – and Maybe Stesimbrotus Too? JHS 136, 113–120.

Riley, K. 2004: Heracles as Dr Strangelove and GI Joe: Male Heroism Deconstructed. In: E. Hall, F. Macintosh and A. Wrigley (eds.), Dionysus since 69: Greek Tragedy at the Dawn of the Third Millennium. Oxford, 113–141.

Rohde, E. 1901: Kleine Schriften. Bd. 1. Tübingen – Leipzig.

Salowey, C.A. 2015: Sophokles’ Philoktetes: The Cult of Herakles Dramatized. In: K.F. Daly, L.A. Riccardi (eds.), Cities Called Athens: Studies Honoring John McK. Camp II. London, 369–387.

Sauge, A. 2000: “L’Iliade”, poème athénien de l’époque de Solon. Bern.

Stafford, E. 2010: Herakles between Gods and Heroes. In: J.N. Bremmer, A. Erskine (eds.), The Gods of Ancient Greece: Identities and Transformations. Edinburgh, 228–244.

Starr, Ch.G. 1962: The Origins of Greek Civilization 1100–650 B.C. London.

Stehle, E. 2006: Solon’s Self-reflexive Political Persona and its Audience. In: J.H. Blok, A.P.M.H. Lar dinois (eds.), Solon of Athens: New Historical and Philological Approaches. Leiden – Boston, 79–113.

Strauss, B.S. 1993: Fathers and Sons in Athens: Ideology and Society in the Era of the Peloponnesian War. London.

Thomas, C.G., Conant, C. 1999: Citadel to City-State: The Transformation of Greece, 1200–700 B.C.E. Bloomington.

Tosi, R. 2015: Typology of Lexicographical Works. In: F. Montanari, S. Matthaios, A. Rengakos (eds.), Brill’s Companion to Ancient Greek Scholarship. Vol. 1. History; Disciplinary Profi les. Leiden – Boston, 622–636.

Whitehead, D. 1993: 1–41, 42–69: A Tale of Two Politeiai. In: M. Piérart (ed.), Aristote et Athènes. Paris, 25–38.

Wilson, N.G. 1996: Scholars of Byzantium. London.

Wyles, R. 2013: R. Heracles’ Costume from Euripides’ Heracles to Pantomime Performance. In: G.W.M. Harrison, V. Liapis (eds.), Performance in Greek and Roman Theatre. Leiden – Boston, 181–198.