скачать PDF

Аннотация

В мечети Алааддина в Конье – бывшей соборной мечети столицы Сельджукидов Анатолии – сохранился средневековый минбар, который является редчайшим образцом мусульманской деревянной кафедры домонгольского времени.

Орнаментальный декор и техники резьбы минбара, впервые ставшие предметом искусствоведческого анализа, свидетельствуют о путях и формах проникновения в Анатолию приемов и мотивов исламского искусства восточных регионов, находившихся в рассматриваемый период под властью Великих Сельджукидов. Минбар мечети Алааддина в Конье, являясь одним из немногих сохранившихся памятников сельджукского искусства Малой Азии XII в., несет на своих поверхностях орнаменты из словаря архитектурного декора, сформировавшегося на различных территориях Дар-уль-Ислама уже в XI столетии. Как свидетельствует ряд памятников, минбар был своего рода антологией как мотивов, так и приемов их интерпретации, к которой обращались мастера деревянной и каменной резьбы сельджукской Анатолии.

В статье дано описание состояния минбара, охарактеризованы техники резьбы, использованные для создания декорированных поверхностей кафедры, рассмотрены особенности ее орнаментального убранства.

Ключевые слова

Мечеть Алааддина, Конья, деревянная резьба, сельджукские минбары, мусульманское искусство

Саттарова Лилия Илевна – искусствовед, свободный исследователь.

Гаганов, Г.И. 1958: Геометрический орнамент Средней Азии. АН 11, 181–208.

Bakırer, Ö. 1976: Onüç ve ondördüncü yüzyıllarda Anadolu mihrapları. Ankara.

Cahen, Cl. 1968: Pre-Ottoman Turkey. L.

Ettinghausen, R. 1952: “The Bevelled Style” in the Post-Samarra Period. Archaeologica Orientalia. In Memoriam Ernst Herzfeld. New York, 72–83.

Golmohammadi, J. 1988: Wooden Religious Buildings and Carved Woodwork in Central Iran. Thesis (Ph. D.). L.

Karamağaralı, B. 1972: Ahlat mezartaşları. Ankara.

Karamağaralı, H. 1982: Konya Ulu camii. RvRD 4, 121–128.

Konyalı, İ.H. 1964: Abideleri ve kitabeleriyle Konya tarihi. Konya.

Lee, A.J. 1987: Islamic Star Patterns. In: Oleg Grabar (ed.), Muqarnas IV, 182–197.

Moaz, Abd al-Razzaq 2008: The Minbar of the Aqsa Mosque. The Woodwork in 12th Century Syria-Palestine. In: Arts and Crafts in the Muslim World. IRCICA. Istanbul, 444–445.

O’Kane, B. 2013: A Tale of Two Minbars: Woodwork in Egypt and Syria in the Ave of the Ayyubids. In: R. Hillenbrand, A.C.S. Peacock, Firuza Abdullaeva (eds.), Ferdowsi, the Mongols and the History of Iran. Art, Literature and Culture from the Early Islam to the Qajar Period. L.–New York, 316–325.

Oral, M.Z. 1956: Konya’da Ala üd-din camii ve türbeleri. I. Yapılar, kitabeler. YAD I, 45–62.

Oral, M.Z. 1962: Anadolu‘da sanat değeri olan ahşap minberler, kitabeleri ve tarihçeleri. VD V, 23–77.

Özlük, N. 2008: Nurettin İbrahim, „Anadolu’da Selçuk Sanatı”. Selçuk Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Dergisi 24, 439–472.

Pedersen, J. 1993: Minbar. EI. New Edition VII, 73–76.

Singer, L. (ed.) 2008: The Minbar of Saladin: Reconstructing a Jewel of Islamic Art. L.

Turan, O. 1984: Selçuklular zamanında Türk Tarihi. İstanbul.

Yücel, E. 2002: Kündekari. TDV İA 26, 553–554.