скачать PDF

Аннотация

В статье рассматриваются традиционные общественные праздники римского мира с целью определения изменений в практике их проведения и актуальности для западной части империи в V в. н.э. В фокусе исследования находятся массовые увеселения нехристианского характера, рассматривающиеся на примере Луперкалий, консульских и преторских игр, а также церемонии въезда императора в город (adventus). Проблема исследования заключается в выявлении оснований консервации практики проведения традиционных (нехристианских) массовых мероприятий увеселительного характера на фоне утвердившегося христианства в V в. Основными источниками послужили сочинения латинских авторов IV–V вв. – Сальвиана, Макробия, Флавия Меробавда, Симмаха, Сидония, папская корреспонденция, календари. При помощи методов историко-филологического анализа (лексико-терминологический, герменевтический), способствующих адекватной интерпретации текстов с учетом специфики рассматриваемых сочинений, автор приходит к выводу о том, что указанные выше, языческие в своей основе, праздники не утратили своей привлекательности для представителей различных категорий населения не только интересующего нас периода, но и за его рамками. Основаниями для практики их длительного бытования являлись, во-первых, модель поведения представителей привилегированных слоев общества, подразумевавшая устроение увеселительных общественных мероприятий с целью подтверждения своего высокого статуса (преимущественно, при вступлении в должность); попытки имперской администрации согласовать привычки большей части позднеримского общества и официальную позицию Церкви; отношение большинства римлян к зрелищам как к средству временного отвлечения от проблем разного характера, сопутствующих жизни позднеримского общества.

Ключевые слова

Общественные праздники, язычество, христианство, Западная Римская империя

Литовченко Елена Викторовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Ведешкин, М.А. 2014: Языческая интеллектуальная элита Восточно-Римской империи в V–VI вв. В сб.: М.С. Петрова (ред.), Интеллектуальные традиции в прошлом и на- стоящем. Вып. 2, 153–192.

Винничук, Л. 1988: Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. Пер. с польск. В.К. Ро- нина. М.

Горончаровский, В.А. 2009: Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смер- тью. СПб.

Залесская, В.Н. 1973: Об одном украшении византийской мебели. Византийский времен- ник Т. 34 (59), 196–199.

Звиревич, В.Т. (ред.) 2009: Макробий. Сатурналии. Пер. с лат. и греч., прим. и словарь В.Т. Звиревича. Екатеринбург.

Казаков, М.М. 2002: Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск.

Уколова, В.И. 2010: Античное наследие и культура раннего средневековья: Конец V – се- редина VII века. М.

Barnes, T.D. 1995: Statistics and the Conversion of the Roman Aristocracy. JRS 85, 135–147.

Ewald, B.C., Noreña, C.F. 2010: The Emperor and Rome: Space, Representation, and Ritual. Yale Classical Studies 35. Cambridge–New York.

Clover, F.M. 1971: Flavius Merobaudes: A Translation and Historical Commentary. Transactions of the American Philosophical Society, New Series Vol. 61 (1), 1–78.

Jones, C.W. 1934: Polemius Silvius, Bede, and the Names of the Months. Speculum Vol. 9 (1), 50–56.

Lançon, B. 2001: Rome in Late Antiquity. Everyday Life and Urban Change, A.D. 312–609. Edinburgh.

Lee, A.D. 2000: Pagans and Christians in Late Antiquity. A sourcebook. London–New York.

Liebeschuetz, J.H.W. G. 2008: Administration and Politics in the Cities of the Fifth to the Mid Seventh Century: 425 – 640. In: Av. Cameron, B. Ward-Perkins, M. Whitby (eds.), Cambridge Ancient History Vol. XIV. Late Antiquity: Empire and Successors, A.D. 425–600. Cambridge, 207–237.

MacCormack, S. 1972: Change and Continuity in Late Antiquity: the Ceremony of Adventus. Historia Bd. 21, 721–752.

MacCormack, S. 1975: Roma, Constantinopolis, the Emperor, and his Genius. The Classical Quarterly Vol. 25 (01), 131–150.

MacCormack, S. 1990: Art and Ceremony in Late Antiquity (Transformation of the Classical Heritage). California.

Martindale, J.R. et al. 1980: The Prosopography of the Later Roman Empire Vol. II, 395–527. Cambridge.

McLynn, N. 2008: Crying Wolf: The Pope and the Lupercalia. JRS 98, 161–175.

Moorhead, J. 1992: Theoderic in Italy. Oxford.

North, J.A., McLynn, N. 2008: Postscript to the Lupercalia: from Caesar to Andromachus. JRS 98, 176–181.

Salzman, M.R. 1991: On Roman Time: The Codex-Calendar of 354 and the Rhythms of Urban Life in Late Antiquity (The Transformation of the Classical Heritage 17). Berkeley.

Salzman, M.R. 2004: The Making of a Christian Aristocracy. Social and Religious Change in the Western Roman Empire. Harvard.

Ward-Perkins, B. 2008: The Cities: The Impact of Christianity. In: Av. Cameron, B. Ward-Perkins, M. Whitby (eds.), The Cambridge Ancient History Vol. XIII. The Late Empire, A.D. 337–425. Cambridge, 392–403.