скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена исследованию эпитафии на белокаменном надгробии 1529/30 г. с цитатой из покаянного стиха «Зрю тя, гробе» (CIR1001) в историко-культурном контексте эпохи. Оно было найдено в Новоспасском монастыре (Москва) и публикуется впервые. Расширение смыслового поля уникально для старорусских эпитафий XVI в. и отражает завершение глобального процесса индивидуализации образа Смерти в европейской (в том числе и древнерусской) культуре в XIV–XV вв. Покаянный стих «Зрю тя, гробе», распространившийся в поствизантийских рукописях и эпитафиях на Афоне со второй половины XV в., отражал индивидуализацию образа Смерти на православном Востоке. В русской иконописи он появляется в росписях северных дверей иконостаса в 1540-е гг. в качестве подписи к изображению лежащей в гробу Смерти-скелета, символизирующей участь каждого человека. О популярности данного покаянного стиха на Руси также свидетельствуют его многочисленные рукописные списки, наиболее ранние из которых относятся к началу 1470-х гг. Это произведение также оказалось созвучным намогильной эпиграфике, о чем свидетельствует исследуемая эпитафия. Таким образом, Смерть-скелет, явившаяся в мир благодаря грехопадению прародителей, в едином комплексе со стихом «Зрю тя, гробе», запечатленным в иконописи, книжной культуре и эпиграфике, утвердила в древнерусской культуре свое всемогущество и тщету земной жизни.

Ключевые слова

Свод русских надписей / Corpus inscriptionum Rossicarum, старорусская эпиграфика, эпитафии, русская культура XVI в., покаянные стихи, русская иконопись, образ смерти.

Александр Григорьевич Авдеев – доктор исторических наук, профессор Историко-филологического факультета ПСТГУ, научный сотрудник Университета Дмитрия Пожарского, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авдеев, А.Г. 2006: Старорусская эпиграфика и книжность. Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М.

Авдеев, А.Г. 2017: Образ смерти в европейской культуре XIV–XV веков и рождение поминальной практики в Московской Руси. Ползуновский альманах 4/1.1, 134–143.

Авдеев, А.Г. Донской, Г.Г. 2014: «Неистовый блудник» Иван (Голова) Соловцов. Palaeoslavica XXII/2, 119–146.

Богданов, А.П. 2005: Стих и образ меняющейся России. Последняя четверть XVII – начало XVIII в. М.

Владышевская, Т.Ф., Сергеев, В.Н. 1981: Покаянный стих «Зрю тя, гробе» в литературе, живописи и музыке XVII века. В сб.: В.Н. Сергеев (отв. ред.), Древнерусское искусство XV–XVII веков. Сборник статей. М, 108–117.

Глебова, А.А., Маймасов, С.Б., Петрова, Т.Г. 2008: Древнерусское искусство в собрании Вологодского музея-заповедника. Путеводитель по экспозиции. М.

Дьяченко, О.А. 2013: Иллюстрация стиха «Зрю тя, гробе» в поствизантийском и русском искусстве. В кн.: Греческие иконы и стенописи XII–XVI вв. (Тр. ЦМиАР VI). М., 180– 202.

Дьяченко, О.А. 2017: Иконы Подмосковья. Памятники из села Семёновского и города Дмитрова конца XVI — середины XVII в. М.

Каган, М.Д., Понырко, Н.В., Рождественская, М.В. 1980: Описание книжных сборников писца Ефросина. ТОДРЛ XXXV, 3–300.

Кондаков, Н.П. 1902: Памятники христианского искусства на Афоне. СПб.

Петухов, Е.В. 1895: Очерки из литературной истории русского Синодика. СПб.

Сквайрс, Е.Р. 2022: Опыты филологических реконструкций. М.

Сергеев, В.Н. 1971: Духовный стих «Плач Адама» на иконе. ТОДРЛ XXVI, 280–286.

Шалина, И.А. 2000: Боковые врата иконостаса: символический замысел и иконография. В кн.: А.М. Лидов (ред.-сост.), Иконостас. Происхождение – Развитие – Символика. М., 559–598.

Cohen, K. 1973: Metamorphosis of a Dead Symbols. The Transi Tomb in the Late Middle Ages and the Renaissance. Berkeley–Los Angeles–London.

Millet, G., Pargoire, J., Petit, L. 1904: Recueil des Inscriptions Chrétiennes de l’Athos. Pt. 1. Paris (reprint: Θεσσαλονικη, 2004).