скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена жанровым особенностям «Хроники» Иоанна Никиуского – коптского епископа города Никиу в Египте, жившего во второй половине VII в. Этот труд, дошедший только в эфиопском переводе, содержит массу ценных и зачастую даже уникальных сведений по истории ранней Византии (IV–VI вв.), тем не менее исследователи-византинисты традиционно уделяют мало внимания «Хронике» Иоанна по сравнению с трудами грекоязычных ранневизантийских историков и хронистов – Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского или Иоанна Малалы. Автор данной статьи стремится определить жанр «Хроники» Иоанна Никиуского, сопоставляя ее сведения с «Хронографией» Иоанна Малалы (вторая половина VI в.), чтобы показать, как жанры византийского историописания влияли на методы и мышление коптского епископа, как он усваивал и творчески перерабатывал жанры византийской исторической мысли. В качестве сюжетов для исследования автор выбрал две темы, изложенные у Малалы и Иоанна Никиуского, – нападения мавров на византийские провинции в Северной Африке (вторая половина VI – начало VII вв.) и крещение Лазики (522 г.). Автор приходит к выводу, что Иоанн Никиуский сочетал в своей «Хронике» два жанра – церковную историю и светскую (языческую) историю, выполненную по стандартам классической древнегреческой историографии. Этим стандартам следовали Прокопий и Агафий, этим же стандартам следовал и Иоанн Никиуский, когда он рассказывал о событиях светской (военно-политической) истории, тогда как события из жизни и истории христианской церкви (деятельность церковных ин- ститутов, богословские споры, распространение христианской религии) изложены у Ио- анна с позиций жанра церковного историописания.

Ключевые слова

Иоанн Никиуский, Египет, церковная история, светская (языческая) историография, мавры, Лазика.

Евгений Александрович Мехамадиев – доктор исторических наук, доцент кафедры истории средних веков СПбГУ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Booth, Ph. 2011: Shades of Blues and Greens in the Chronicle of John of Nikiou. BZ 104/2, 555–601.

Braund, D. 1994: Georgia in Antiquity. A History of Colchis and Transcaucasian Iberia 550 BC – AD 562. Oxford.

Brodka, D. 2016: Prokop von Kaisareia und seine Informanten: Ein Identifikationsversuch. Historia 65/1, 108–124.

Carile, A. 1986: Giovanni di Nikius, cronista bizantino-copto del VII secolo. In: Byzantium: Tribute to Andreas N. Stratos. Vol. II. Theology and Philology. Athen, 353–398.

Charles, R.H. (ed.) 1916: The Chronicle of John, Bishop of Nikiu. Transl. from Zotenberg’s Ethiopic Text by R.H. Charles. London–Oxford.

Colin, G. 1995: L’Égypte pharaonique dans la Chronique de Jean, évêque de Nikiou. Revue d’Égyptologie 46, 43–54.

Elagina, D. 2018: The Textual Tradition of the Chronicle of John of Nikiu: Towards the Critical Edition of the Ethiopic Version. PhD Diss. Universität Hamburg.

Fiaccadori, G. 2009: John of Nikiou. In: D. Thomas, B. Roggema (eds.), Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History. Vol. I. Leiden–Boston, 209–218.

Frantsouzoff, S.А. 2010: Khronika Ioanna Nikiuskogo: nekotorye osobennosti yazyka i soderzhaniya [The Chronicle of John of Nikiu: Some Peculiarities of Language and Content]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Series III: Filologiya [The Gerald of Orthodox Saint Tikhon University of Humanities] 4 (22), 77–86.

Французов, С.А. 2010: Хроника Иоанна Никиуского: некоторые особенности языка и содержания. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. III: Филология 4 (22), 77–86.

Frantsouzoff , S. 2022: Aenigmatic Names: Some Remarks on Corruption of Personal Names in Historical and Hagiographic Sources. Scrinium 18, 420–426.

Fraser, P.M. 1991: John of Nikiu. In: A.S. Atiya (ed.), The Coptic Encyclopedia. Vol. 5. New- York–Toronto, 1366–1367.

Gemeinhardt P. 2007: Das Lateinische Christentum und die antike pagane Bildung. Tübingen.

Gusarova, E. 2022: A case of Mǝhǝrkä Dǝngǝl. How an Ethiopian Historian Left the “Alexandrian Faith” and Became a Roman Catholic. Scrinium 18, 427–433.

Howard-Johnston, J. 2010: Witnesses to a World Crisis. Historians and Histories of the Middle East in the Seventh Century. Oxford.

Hoyland, R. 1997: Seeing Islam as Others Saw It: A Survey and Evaluation of Christian, Jewish and Zoroastrian Writings on Early Islam. Princeton.

Jeffreys, E. 1990: Malalas’ world view. In: E. Jeff reys (ed.), Studies in John Malalas. Sydney, 55–66.

Kaegi, W.E. 2003: Heraclius: Emperor of Byzantium. Cambridge.

Kholod, М.М. 2022: Аleksandr Velikiy v “Khronike” Ioanna Nikiuskogo. In: O.Yu. Klimov (ed.), Mnemon. Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon. Studies and Publications on the History of the Ancient World]. Iss. 22 (1–2). Saint Petersburg, 223–243.

Холод, М.М. 2022: Александр Великий в «Хронике» Иоанна Никиуского. В кн.: О.Ю. Климов (ред.), Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 22 (1–2). СПб., 223–243.

Kholod, M.M. 2023: The Argead Kings Macedonia in the Chronicle of John of Nikiu. Karanos. Bulletin of Ancient Macedonian Studies 6 (forthcoming).

Kopaneva, D.D. 2022: Rimskiy imperator Neron v “Khronike” Ioanna Nikiuskogo. In: O.Yu. Klimov (ed.), Mnemon. Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon. Studies and Publications on the History of the Ancient World]. Iss. 22 (1–2). Saint Petersburg, 244–250.

Копанева, Д.Д. 2022: Римский император Нерон в «Хронике» Иоанна Никиуского. В сб.: О.Ю. Климов (ред.), Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 22 (1–2). СПб., 244–250.

Martindale, J.R. 1980: The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II. Cambridge.

Martindale, J.R. 1992a: The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. IIIA. Cambridge.

Martindale, J.R. 1992b: The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. IIIB. Cambridge.

Modéran, Y. 2003: Les Maures et l’Afrique romaine (IVe – VIIe siècle). Paris.

Nicholson, O. (ed.) 2019: The Oxford Dictionary of Late Antiquity. Vol. 2. J–Z. Oxford.

Parnell, D.A. 2015: Barbarians and Brothers-in-Arms. Byzantines on barbarian Soldiers in the sixth Century. BZ 108/2, 809–826.

Rodinson, M. 1974: Notes sur le texte de Jean de Nikiou. In: IV Congresso Internazionale di Studi Etiopici (Roma, 10–15 aprile 1972). Tomo II: Sezione Linguistica. Roma, 127–137.

Sartor, G. 2018: Les Lazes, des fédérés de l’Empire dans l’oeuvre de Procope. In: G. Greatrex, S. Janniard (eds.), Le monde de Procope = The World of Procopius. Paris, 263–282.

Savelyeva, D.I. 2022: Egipetskiy gorod Nikiu v efiopskom sinaksare. In: O.Yu. Klimov (ed.), Mnemon. Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon. Studies and Publications on the History of the Ancient World]. Iss. 22 (1–2). Saint Petersburg, 268–273.

Савельева, Д.И. 2022: Египетский город Никиу в эфиопском синаксаре. В сб.: О.Ю. Климов (ред.), Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 22 (1–2). СПб., 268–273.

Scott, R. 2012: Writing the Reign of Justinian: Malalas versus Theophanes. In: Scott, R. Byzantine Chronicles and the Sixth Century (Variorum Collected Studies Series XIII). Farnham, 20–34.

Semmlinger, K. 2018: Ambrosius von Mailand: Plinius Christianus oder Christianus Perfectus? Selbstdarstellung eines Christen anhand ausgewählter Beispiele aus dem zehnten Briefbuch. In: G. Müller (Hrsg.), Zwischen Alltagskommunikation und literarischer Identitätsbildung. Studien zur lateinischen Epistolographie in Spätantike und Frühmittelalter. Stuttgart, 131–144.

Thesz, J.M. 2016: Die christliche Paideia des Johannes Malalas. In: M. Meier, Chr. Radtki, F. Schulz (Hrsgs.), Die Weltchronik des Johannes Malalas. Bd. I: Autor – Werk – Überlieferung. Stuttgart, 27–44.

Thurn, I. 2000 (ed.): Ioannis Malalae Chronographia (Corpus Fontium Historiae Byzantinae, 35). Berolini–Novi Eboraci.

Treadgold, W. 2007: The Early Byzantine Historians. Basingstoke–New York.

Vasilik, V.V., Kopaneva, D.D. 2022: Obraz Konstantina Velikogo v “Khronike” Ioanna Nikiuskogo. In: О.Yu. Klimov (ed.), Mnemon. Issledovaniya i publikatsii po istorii antichnogo mira [Mnemon. Studies and Publications on the History of the Ancient World]. Iss. 22 (1–2). Saint Petersburg, 251–267.

Василик, В.В., Копанева, Д.Д. 2022: Образ Константина Великого в «Хронике» Иоанна Никиуского. В кн.: О.Ю. Климов (ред.), Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 22 (1–2). СПб., 251–267.

Vössing, K. 2010: Africa zwischen Vandalen, Mauren und Byzantinern (533–548 n. Chr.). ZAC 14, 196–225.

Witakowski, W. 2006: Ethiopic Universal Chronography. In: M. Wallraff (ed.), Julius Africanus und die christliche Weltchronistik. Berlin–New York, 285–301.

Yirga, F.-S. 2020: The Chronicle of John of Nikiu: Historical Writing in Post-Roman Egypt. PhD Diss. Ohio State University.

Zotenberg, H. (ed.) 1883: Chronique de Jean, évêque de Nikiou. Texte éthiopien publié et traduit par H. Zotenberg. Paris.