скачать PDF

Аннотация

Среди божественных покровителей римской гражданской общины выделялась группа персонифицированных благ, устойчиво связанных в массовом сознании с фигурой принцепса. Сакральная принадлежность этих условно «малых» божеств маркировалась эпитетом Augusti. С I в. н.э. в официальном пантеоне Римского государства складывается группа нуменов, ответственных за безопасность и коллективное благополучие: к известной ранее богине Салюс присоединились Секуритас, Тутела (как охранительница императорской фамилии) и Транквиллитас. Во II в. последняя богиня, воплощающая Спокойствие, появляется на монетной чеканке. Ее атрибуты говорят о связи с морской стихией и сферой продовольственного снабжения, подчеркивая стремление к стабильности и процветанию. В III в. Транквиллитас, несмотря на кризисные явления, оставалась символом защищенности квиритов, по крайней мере, в плане обеспечения зерном и чистой водой. Соответствующую легенду при Филиппе и Таците стоит рассматривать как обещание умиротворения, возвращения к временам «хороших императоров». Появившийся в IV в. лозунг Beata Tranquillitas не сопровождался профилем богини. Данное изменение может быть интерпретировано не только с точки зрения побеждающего христианства. Вероятно, «Блаженное Спокойствие» при династии Константина Великого уже стоит рассматривать с по- зиции блага, обеспеченного августом как военным лидером. Этот идеологический посыл в корне отличается от того смысла, который несла в себе dea Tranquillitas до установления домината. По мнению автора статьи, почитание персонифицированной Транквиллитас, выраженное через монетную чеканку, являлось ответвлением имперской пропаганды, развивающейся в русле идеи продовольственного обеспечения римских граждан. Транквиллитас при Антонинах и позднее дополняла функции других божественных добродетелей. Она являлась центральным звеном в функциональной цепи: Абунданция–Аннона–Транквиллитас–Провиденция–Секуритас. Расставленные в таком порядке благодеяния символизировали своеобразный цикл зерновой логистики – от выращивания и сбора урожая до его своевременного поступления потребителям, что является сутью продовольственной безопасности любого государства.

Ключевые слова

Римская религия, империя, римская нумизматика, персонификации безопасности и спокойствия, сельскохозяйственное производство, продовольственное обеспечение.

Евгений Сергеевич Данилов – кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, руководитель Научно-образовательной лаборатории «Россия и Европа: сравнительное изучение доиндустриальных обществ» ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Alten, D., Zschucke, C.-F. 2004: Die römische Münzserie Beata Tranquillitas in der Prägestätte Trier 321–323. Trier.

Alvarez Martinez, J.M. 2017: The Mosaic Production of Augusta Emerita (Merida). Journal of Mosaic Research 10, 27–43.

Arata, F.P., Ceccarelli, L. 2016: Materiali provenienti da Anzio nel British Museum e nei Musei Capitolini. In: M. Sapelli Ragni (a cura di), Anzio e Nerone. Tesori dal British Museum e dai Musei Capitolini. Roma, 98–117.

Axtell, H.L. 1907: The Deification of Abstract Ideas in Roman Literature and Inscriptions. Chicago.

Blázquez Martínez, J.M. 1986: Cosmología mitraica en un mosaico de Augusta Emerita. Archivo Español de Arqueología 59/153–154, 89–100.

Bleckmann, B. 2015: Constantine, Rome, and the Christians. In: J. Wienand (ed.), Contested Monarchy. Integrating the Roman Empire in the Fourth Century AD. New York, 309–329.

DesRosiers, N.P. 20 16: Suns, Snakes, and Altars: Competitive Imagery in Constantinian Numismatics. In: N.P. DesRosiers and L.C. Vuong (ed.), Religious Competition in the Greco- Roman World. Atlanta, 41–61.

Eckhel, I. 1797: Doctrina Numorum Veterum. Pars II. De Moneta Romanorum. Vol. VII. Continens Numos Imperatorios ab Antonio Pio usque ad Imperium Diocletiani. Vindobonae.

Fischer, J.C. 2017: Establishing an Augustan Date and Interpretation for the Tazza Farnese. In: J.C. Fischer (ed.), Breaking with Convention with Italian Art. Cambridge, 26–47.

Hands, A.W. 1897: Chats of roman coins with young collectors. Spink & Son’s Monthly Numismatic Circular V.51, 2061–2068.

Harris, W.V. 2001: Restraining Rage. The Ideology of Anger Control in Classical Antiquity. Cambridge, Massachusetts–London.

Jones, J.M. 2004: A Dictionary of Ancient Roman Coins. London.

Kampmann, U. 2004: Die Münzen der römischen Kaiserzeit. Regenstauf.

Kneppe, A. 1994: Metus temporum: zur Bedeutung von Angst in Politik und Gesellschaft der römischen Kaiserzeit des 1. und 2. Jhdts. n. Chr. Stuttgart.

Lübker, F. 1855: Reallexikon des classischen Alterthums für Gymnasien. Leipzig.

Norena, C.F. 2011: Imperial Ideals in the Roman West: Representation, Circulation, Power. Cambridge.

Nony, D. 19 99: De la tranquillitas de Philippe l’Arabe à l’hippopotame d’Otacilia. Cahiers du Centre Gustave Glotz 10, 261–267.

Ricci, C. 2018: Security in Roman Times. Rome, Italy and the Emperors. London–New York.

Rohde, G. 1937: Tranquillitas. RE. 6. 12, 2138–2139.

Seelentag, G. 2008: Der Kaiser als Fürsorger. Die italische Alimentarinstitution. Historia 57/2, 208–241.

Smith, A.C. 2011: Polis and Personification in Classical Athenian Art. Leiden–Boston.

Stevenson, S.W., Smith, Ch.R., Madden, F.W. 1889: A Dictionary of Roman Coins, Republican and Imperial. London.

Struve, B.G. 1701: Antiquitatum Romanarum Syntagma, sive de ritibus sacris systema absolutius. Iena.

Vollkommer, R. 1997: Tranquillitas. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. VIII/1. Zürich–Düsseldorf.

Warren, J. 2002: Epicurus and Democritean Ethics: An Archaeology of Ataraxia. Cambridge.