скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается роль императорских изображений в городах Поздней Римской империи. На основании нарративной традиции, текстов законодательства и панегириков анализируется частотность размещения статуй августов в пространстве города, а также практики взаимодействия с ними со стороны подданных. Автор заключает, что статуи находились в империи повсеместно в наиболее людных и значимых местах, а их частотность и монументальность создавали ощущения «вечного присутствия» императора, что обеспечивало видимость легитимности установленного порядка. Сведения как христианских, так и языческих авторов вместе с данными законодательства подтверждают, что практики поклонения императорским образам сохранялись, поскольку статуи правителя и реальное правящее лицо фактически отождествлялись. Императорские статуи оказывались встроены в практики повседневных ритуалов жителей города. Они санкционировали власть магистратов, выполняли надзорную функцию, им поклонялись, подносили петиции, искали у них убежища. В периоды смут и мятежей императорские статуи подвергались нападению, тем самым подданные выступали против власти, символически оспаривая легитимность августа; соответственно, статуи охранялись законодательно, причем не только правящих императоров. Особое отношение к статуям императора не исчезало после его смерти, а практики, связанные с почитанием их, сохранялись позднее. Таким образом, значение имел не конкретный правитель, наделенный властью, а абстрактная власть как таковая, заключенная в фигуре императора.

Ключевые слова

Поздняя Римская империя, репрезентация власти, императоры, потестарная имагология.

Владислав Алексеевич Конопаткин – аспирант кафедры истории древнего мира МГУ им. М.В. Ломоносова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Bauer, F.A. 1996: Platz und Denkmal in der Spätantike. Mainz.

Bauer, F.A. 2001: Urban Space and Ritual: Constantinople in Late Antiquity. Acta ad archaeologiam et historiam artium pertinentia 15, 27–61.

Bowersock, G.W. 1982: The Imperial Cult: Perceptions and Persistence. Jewish and Christian Self-Defi nition 3, 171–182.

Dey, H. 2014: The Afterlife of the Roman City. Architecture and Ceremony in Late Antiquity and the Early Middle Ages. New York.

Guidetti, F. 2021: Between Expressionism and Classicism: Stylistic Choices as Means of Legitimisation in Late Fourth-Century Imperial Portraits. In: M.P.G. Ruiz, A.J.Q. Puertas (eds.), Imperial Portraits in Late Antiquity: Images and Narratives. Madrid, 139–76.

Hopkins, K. 1978: Conquerors and Slaves (Sociological studies in Roman history, I). Cambridge.

Kahlos, R.T.M. 2016: The Emperor`s new Images: How to Honour the Emperor in the Christian Empire In: M. Kahlos (ed.), Emperors and the Divine: Rome and its Infl uence. Helsinki, 119–138.

Kelly, C. 2001: Empire building. In: G.W. Bowersock, P. Brown, O. Grabar (eds.), Interpreting Late Antiquity. Belknap, 170–195.

Lavan, L. 2003: The Political Topography of the Late Antique City: Activity Spaces. LAA 1, 314–337.

Lavan, L. 2011: Political Talismans? Residual ‘Pagan’ Statues in Late Antique Public Space. LAA 7, 437-477.

MacCormack, S. 1981: Art and Ceremony in Late Antiquity. Berkeley.

Rees, R. 2015: The Look of the Late Antique Emperor and the Art of Praise. In: H. Lovatt, C. Vout (eds.), Epic Visions. Visuality in Greek and Latin Epic and its Reception. Cambridge, 199–221.

Rollin, J.P. 1979: Untersuchungen zu Rechtsfragen römischer Bildnisse. Bonn.

Setton, K.M. 1941: Christian Attitude towards the Emperor in the Fourth Century. New York.

Smith, R.R.R. 1985: Roman Portraits: Honours, Empresses, and Late Emperors. JRS 75, 209– 221.

Smith, R.R.R. 1987: The Imperial Reliefs from the Sebasteion at Aphrodisias. JRS 77, 88–138.

Smith, R.R.R. 1996: Typology and Diversity in the Portraits of Augustus. JRA 9, 30–47.

Smith, R.R.R. 1997: The Public Image of Licinius I: Portrait Sculpture and Imperial Ideology in the Early Fourth Century. JRS 87, 170–202.

Smith, R.R.R. 2000: Nero and the Sun-God: Divine Accessories and Political Symbols in Roman Imperial Images. JRA 13, 532–542.

Weisweller, J. 2012: From Equality to Asymmetry: Honorific Statues, Imperial Power, and Senatorial Identity in Late-Antique Rome. JRA 25, 319–350.

Zanker, P. 1973: Studien zu den Augustus-Porträts. Bd. 1. Der Actium-Typus. Göttingen.

Zanker, P. 1983: Provinzielle Kaiserporträts. Zur Rezeption der Selbstdarstellung des Princeps. München.

Zanker, P. 1987: Augustus und die Macht der Bilder. München.