скачать PDF

Аннотация

История религиозного развития нагайбаков происходила на фоне сложных взаимодействий и контактов между мусульманством, христианством и пережитками родовых представлений народов тюркской и финноугорской групп Поволжья, Прикамья и Приуралья, уходящих корнями, в том числе, и в древнетюркское тенгрианство. Складывавшаяся в первой половине XVI – начале XX в. в условиях конкуренции между двумя мировыми религиями – христианством и мусульманством – духовная культура нагайбаков, считаясь номинально православно-христианской, сохранила сложный комплекс архаичных черт. Это проявляется, например, в структурах ритуально-обрядовых практик (конные состязания, варка жертвенного мяса в котлах, регламент празднично-ритуального стола и другое), календаре праздников годового цикла, включающего тюркские и славянские традиции (Нардуган, Масленица, Пасха, Аш биру и прочие), а также используемой в богослужебной литературе лексики (тюркской, славянской, арабской и иранской). Все это свидетельствует о выраженном синкретизме религиозной культуры нагайбаков. Являясь народом тюркским по языку и православно-христианским по вероисповеданию, нагайбаки всегда находились рядом с тюркоязычными мусульманами – татарами, башкирами и казахами и русскими – православными христианами. Такое соседство служило, с одной стороны, укреплению их в православии, с другой – сохранению тюрко-мусульманских пережитков. В результате подобных влияний религиозная культура нагайбаков сформировалась в оригинальную композицию, ощущаемую народом как единый комплекс, отражающий их этническое своеобразие. Религиозный феномен нагайбаков можно считать одним из оснований фундамента их современной этнической идентичности.

Ключевые слова

этноистория, христианство, мусульманство, тенгрианство, синкретизм, нагайбаки, татары, русские, этническая культура, идентичность.

Ирек Равильевич Атнагулов – доктор исторических наук, заведующий центром этноистории ИИиА УрО РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , ORCID: 0000-0002-7453-0720

Александров, В.А. (ред.) 2003: Русские. М.

Атнагулов, И.Р. 2018: Этническая история нагайбаков в XVIII–XXI веках: становление и трансформация идентичностей. Челябинск.

Бектеева, Е.А. 1902: Нагайбаки. (Крещеные татары Оренбургской губернии). Живая старина II, 165–181.

Витевский, В.Н. 1891: Сказки, загадки и песни нагайбаков Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Труды IV Археологического съезда II, 254–280.

Исхаков Д.М. (ред.) 1995: Нагайбаки (комплексное исследование группы крещёных татар-казаков). Казань.

Кабузан, В.М. 1990: Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав. М.

Небольсин, П.И. 1852: Отчёт о путешествии в Оренбургский и Астраханский край. Вестник Императорского Русского географического общества IV.1, 1–34.

Рычков, П.И. 1762: Топография Оренбургская, то есть: обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочинённое коллежским советником и Императорской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым. Ч. I–II. СПб.

Чернышев, А.И. 1843: Правила о переселении на земли Оренбургского казачьего войска казаков упразднённого Ставропольского калмыцкого войска, белопахотных солдат и солдатских малолетков. СПб.