скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается положение раннехристианской Церкви в Римской Империи в первой четверти II в. н.э. в связи с деятельностью раннехристианских апологетов. Автор ставит проблему возможности обращения апологетов к представителям римской власти, в том числе к самому императору во время гонений. На основе анализа письма Плиния Младшего Траяну и рескрипта последнего автор приходит к заключению, что никакого общего закона, запрещающего христианство, в это время не существовало, гонения носили в большинстве своем спорадический характер. Основанием для гонения, которое описывает Плиний, могло являться восприятие наместником христианства как опасного суеверия. Сам рескрипт Траяна не мог быть общим законом против христиан ни по форме, ни по содержанию. В условиях юридической неопределенности Церкви в Империи некоторые христиане могли апеллировать непосредственно к императору. В первую очередь такая возможность предоставлялась римским гражданам как это следует из дела Плиния Младшего. Отсюда автор заключает, что и для обращения раннехристианских апологетов к императору юридических препятствий не было. Сообщения о первых христианских апологетах относятся ко времени правления Адриана. «Хроника» Евсевия напрямую связывает их деятельность с возникновением рескрипта Адриана, адресованного наместнику Азии и облегчающего положение Церквей на данной территории. Автор приходит к выводу, что христианские апологеты могли обратиться к принцепсу и до публикации им рескрипта, но вряд ли непосредственно с их обращением связано решение императора составить сам рескрипт.

Ключевые слова

Римская Империя, раннее христианство, Церковь, апологетика, Траян, Адриан, Плиний Младший, рескрипт

Дмитрий Александрович Самойлов – аспирант кафедры истории древнего мира МГУ им. М.В. Ломоносова, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ORCID: 0000-0003-1872-9206

Allard, P. 1903: Histoire des persecutions pendant les deux premiers siecles. Paris.

Aube, B. 1875: Histoire des persecutions de l’Eglise jusq’a la fi n des Antonins. Paris.

Barnes, T.D. Legislation against the Christians. JRS 58, 32–50.

Bolotov, V.V. 1994: Lektsii po istorii drevney Tserkvi. T. 1: Istoriya Tserkvi v period do Konstantina Velikogo [The lectures on the history of the Ancient Church. Vol. 1: The Church history in the period before Constantine the Great]. Moscow.

Болотов, В.В. 1994: Лекции по истории древней Церкви. Т.1: История Церкви в период до Константина Великого. М.

Buck, P.L. 1997. Second-century Greek Christian Apologies Addressed to Emperors: Their Form and Function: Thesis for the Degree of Doctor of Philosophy. Ottawa.

Callewaert, C. 1901: Les premiers chretiens furent-ils persecutes par edits generaux ou par measures de police? Revue d’histoire ecclesiastique 2, 771–797.

Callewaert, C. 1903: Le Rescrit d’Hadrien. Bruges.

Conrat, M. 1897: Die Christenverfolgungen im Römischen Reiche vom Standpunkte des Juristen. Leipzig. Edwards, M., Goodman, M., Price, S., Rowland, Ch. 1999. Introduction: Apologetics in the Roman World. In M.

Edwards, M. Goodman, S. Price (eds.), Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews and Christians. Oxford, 1–14.

Grant, R.M. 1988: Greek Apologists of the Second Century. Philadelphia.

Hardy, E.G. 1889: Introduction. In E.G. Hardy (ed.), Plinii Caecilii Secundi Epistulae. London, 1–75.

Keresztes, P. 1979: Rome and the Christian Church I: From Nero to the Severi. Aufstieg und Niedergang der römischen Welt II. 23.1, 247–315.

Last, H. 1937: The Study of the Persecutions. JRS 27, 80–92.

Lebedev, A.P. 2015: Epokha goneniy na khristian i utverzhdenie khristianstva v greko–rimskom mire pri Konstantine Velikom [The epoch of the persecutions of Christians and affi rmation of the Christianity in the Greek-Roman World under Constantine the Great]. Saint Petersburg.

Лебедев, А.П. 2015: Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в грекоримском мире при Константине Великом. СПб.

Millar, F. 1977: The Emperor in the Roman World (31 B.C. – A.D. 337). London.

Minns, D., Parvis, P. (eds.) 2009: Justin, Philosopher and Martyr: Apologies. Oxford.

Mommsen, Th. 1890: Der Religionsfrevel nach römischem Recht. Historische Zeitschrift 64, 389–233.

Panteleev, A.D. 2004: Khristianstvo v Rimskoy imperii vo II–III vv.: k probleme vzaimootnosheniy novyikh religioznyikh techeniy i traditsionnogo obshchestva i gosudarstva [The Christianity in the Roman Empire in the 2nd and 3rd centuries: to the problem of the relationships of the new religious movements and the traditional society and state]. PhD Diss. Saint Petersburg.

Пантелеев, А.Д. 2004: Христианство в Римской империи во II–III вв.: к проблеме взаимоотношений новых религиозных течений и традиционного общества и государства: дисс. … канд. ист. наук. СПб.

Panteleev, A.D. 2017: Kristianskoe muchenichestvo: istoriya yavleniya i zhanra. In A.D. Panteleev (ed.), Rannie muchenichestva: perevody, kommentarii, isslidovaniya [Early martyrdoms: translations, comments, studies]. Saint Petersburg.

Пантелеев, А.Д. 2017: Христианское мученичество: история явления и жанра. В сб.: А.Д. Пантелеев (ред.), Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования. СПб., 5–30.

Pouderon, B. 2005: Les Apologistes Grecs du ΙΙ siècle. Paris.

Ramsay, W.M. 1893: The Church in the Roman Empire before A.D. 170. London.

Schmid, W. 1955: The Christian Re–Interpretation of the Rescript of Hadrian. Maia 7, 5–13.

Sherwin-White, A.N. 1962: Early persecutions and Roman Law again. Journal of Theological Studies 3, 199–213.

Sordi, M. 1983: The Christians and the Roman Empire. London.

Ste Croix, G.E. 1963: Why were the Early Christians persecuted? Past and Present 26, 6–38.

Ulrich, J. 2014: Apologists and apologetics in the second century. In J. Engberg, A.-C. Jacobsen, J. Ulrich (eds.), In defence of Christianity: Early Christian apologists. Frankfurt am Main, 1–34.

Walsh, J. 1991: On Christian atheism. Vigiliae Christianae 45, 255–277.