скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена наскальным изображениям на горе Моисеиха, относящимся к окуневской культуре эпохи бронзы Минусинской котловины. Гора расположена на правом берегу Енисея (Красноярского водохранилища) в устье р. Тубы, вдоль ее левого берега. Всего на памятнике известно более 60 плоскостей и граней с изображениями разных эпох, и только на двух гранях одной плоскости представлены окуневские изображения. На центральной грани в технике выбивки выполнены две фигуры поджарых коров с характерно изогнутыми рогами. Они были обнаружены в 1980–1981 гг. Н.В. Леонтьевым, с тех пор изучались многими исследователями, автором документировались в 2003 г. В 2020 г. было проведено новое документирование всего памятника с использованием современных методов и технологий, особенно эффективных для выявления слабо различимых наскальных изображений, выполненных в техниках поверхностного процарапывания, тонкой гравировки, прошлифовки и росписи краской. Автор описывает эти методы и демонстрирует результаты их применения для документирования участка с окуневскими изображениями. Помимо известных фигур коров, зафиксировано наличие изображений еще на шести соседних небольших участках. В основном это хорошо видимые поздние выбитые схематичные фигуры, но были также обнаружены почти неразличимые многочисленные резные и процарапанные линии – плохо сохранившиеся остатки изображений. Среди них на одной из граней выявлены выполненные гравировкой в типичной для окуневских рисунков манере бычьи рога, точно такие же, как у выбитых фигур. Кроме того, установлено, что у одной из выбитых фигур коров рога выполнены прошлифовкой, поверх которой сохранилась краска красного цвета. Таким образом, для создания окуневских изображений на горе Моисеиха применялись всех основные техники наскального искусства: выбивка, гравировка, прошлифовка и роспись. Их культурно-хронологическая атрибуция не вызывает затруднений, так как выполненные в подобном очень узнаваемом стиле фигуры «тощих» коров и быков во множестве представлены на плитах, стелах и изваяниях окуневской культуры и на других памятниках наскального искусства. Некоторые из них происходят из могил окуневской культуры финальной стадии ее развития – разливского этапа (по названию кургана Разлив X). Фигуры коров Моисеихи вписываются и по стилю, и по техническим приемам исполнения, и по композиции в группу известных изображений разливского стиля, а значит, могут быть уверенно отнесены к разливскому этапу окуневской культуры и датированы XIX–XVIII вв. до н.э., как и погребения этого этапа, датированные радиоуглеродным методом.

Ключевые слова

Наскальное искусство, окуневская культура, разливский стиль, Минусинская котловина, Моисеиха.

Миклашевич Елена Александровна – научный сотрудник Центра палеоискусства Института археологии РАН; старший научный сотрудник Кузбасского музея-заповедника «Томская Писаница», Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрианов, А.В. 1904: Предварительные сведения о собирании писаниц в Минусинском крае летом 1904 г. Известия Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Вып. 4, СПб. 25–33.

Зимина, В.М. 1966: Афанасьевское погребение из Тубы (Минусинская котловина). Сибирский археологический сборник. Новосибирск, 160–163.

Есин, Ю. Н. 2012: Древнейшие изображения повозок Минусинской котловины. НОСА 1 (3), 14–47.

Есин, Ю.Н. 2016: Петроглифы окуневской культуры на севере Хакасии. НОСА 1 (13), 85– 123.

Ковалева, О.В., Леонтьев, Н.В., Амзараков, П.Б. 2010: Раскопки афанасьевского могильника под горой Моисеиха в 1959 г. В сб.: Н.Ф. Степанова, А.В. Поляков (ред.), Афанасьевский сборник. Барнаул, 108–121.

Лазаретов, И.П. 1995: Изображения на плитах могильника Бырганов V (Хакасия). В сб.: В.В. Бобров (ред.), Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово, 57–59.

Лазаретов, И.П. 2019: Хронология и периодизация окуневской культуры: современное состояние и перспективы. ТПАИ 4 (28), 15–50.

Леонтьев, Н.В. 1981: Отчет об обследовании петроглифов горы Моисеихи. Рукопись. Минусинский музей, архив.

Леонтьев, С.Н. 2001: Памятник окуневской культуры курган Черновая XI. АЭАЕ 4 (8), 116–123.

Миклашевич, Е.А. 2004: Памятники Минусинской котловины (Республика Хакасия, Красноярский край). В сб.: А.Е. Рогожинский (ред.), Памятники наскального искусства Центральной Азии. Общественное участие, менеджмент, консервация, документация. Алматы, 14–28.

Миклашевич, Е.А. 2012: Техника гравировки в наскальном искусстве скифского времени. В сб.: О.С. Советова, Г.Г. Король (ред.), Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. М.–Кемерово, 157–202. (Труды САИПИ IX).

Поляков, А.В., Лазаретов, И.П. 2019: Современная хронология эпохи палеометалла Минусинских котловин. В сб.: Ю.А. Виноградов, С.А. Васильев; К.Н. Степанова (ред.), Прошлое человечества в трудах петербургских археологов на рубеже тысячелетий. СПб.,188–202.

Попов, Н.И. 1872: О писаницах Минусинского края. Известия Сибирского отделения Русского географического общества. Т. 3/4–5, Иркутск.

Пшеницына, М.Н., Пяткин, Б.Н. 1993: Памятники окуневского искусства из кургана Разлив X. КСИА 209, 58–67.

Пшеницына, М.Н., Пяткин, Б.Н. 2006: Курган Разлив X – памятник окуневской культуры. В сб.: Д.Г. Савинов, Н.Л. Подольский (ред.), Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб., 82–94.

Савенков, И.Т. 1886–1887: К разведочным материалам по археологии среднего течения Енисея. Известия Восточно-сибирского отделения Императорского Русского географического общества. Т.17. Иркутск, 26–101.

Савенков, И.Т. 1910: О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее. (Труды XIV археологического съезда. Т. 1). М.

Савинов, Д. Г. 2004: О стиле «тощих быков» в окуневской изобразительной традиции. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Изобразительные памятники. Стиль, эпоха, композиции. СПб., 246–254.

Савинов, Д.Г. 2005: К проблеме выделения позднего этапа окуневской культуры. ТПАИ 1. Барнаул, 28–34.

Савинов, Д.Г. 2006: О выделении стилей и иконографических групп изображений окуневского искусства. В сб.: Д.Г. Савинов (ред.), Окуневский сборник. Культура и ее окружение. СПб., 157–190.

Савинов, Д.Г. 2007: Образ змея на каменных изваяниях окуневской культуры. В сб.: Л.А. Чиндина (ред.), Археологические материалы и исследования Северной Азии в древности и средневековье. Томск, 257–263.

Савинов, Д.Г. 2015: О стратиграфии окуневского искусства. В сб.: С. Хансен., В.И. Молодин (ред.), Искусство бронзового века. Новосибирск, 19–53.

Солодейников, А.К. 2020: Методы работы с плохо различимыми цветными изображениями. Universum Humanitarium 1, 214–231.

Спасский, Г.И. 1857: О достопримечательнейших памятниках сибирских древностей. Записки Императорского Русского географического общества.Т.12. 111–182.

Leont’ev, N. V. Kapel’ko, V. F. 2002: Steinstelen der Okunev-Kultur. Mainz.

Miklashevich, Е. А. 2008: Rock Art Research in Siberia and Central Asia 2000–2004. In: P. Bahn, N. Franklin, M. Strecker (eds.), Rock Art Studies. NEWS of the World III. Oxford, 138–178.