скачать PDF

Аннотация

Петроглифы Канозера (Кольский п-ов, бассейн р. Умба) были открыты в 1997 г. По данным музея заповедника «Петроглифы Канозера», к 2020 г. выявлено около 1500 петроглифов в 23 скоплениях. Обнаружению новых рисунков и их групп в последние годы способствовало применение фотограмметрии. Методики документирования менялись как с развитием компьютерных технологий, цифровой фотографии, так и с развитием представлений о необходимых для документирования данных о памятнике первобытного искусства. Помимо собственно петроглифов (первичные данные) важными для документирования становятся точные сведения о микрорельефе поверхности скалы (вторичные данные). В настоящее время фотограмметрия показала свою высокую эффективность в фиксировании обоих типов данных при изучении петроглифов Канозера. Эта методика открывает новую эру в документировании. Различные его технологии позволяют получать разные по качеству данные о петроглифах и скальной поверхности. «Субъективность» методики складывается из исследовательских алгоритмов сбора, включающих в себя анализ данных в полевых условиях и выбор точности методики копирования. При документировании в целях сохранения рисунков желательно избегать контактных методов. Использование высокотехнологичных бесконтактных методик, создающих компьютерные 3D-модели, упростило процессы документирования и выявления петроглифов. Некоторые другие методики (бумажные эстампажи, протирки) сохраняют свою актуальность для выставочной деятельности. Любые способы документирования, включая фотограмметрию, желательно перепроверять другими. В статье дается описание возможностей и недостатков различных контактных и бесконтактных методов, опробованных на скалах Канозера.

Ключевые слова

Канозеро, петроглифы, документирование, фотограмметрия, ночная фотосъемка, контактные методы, 3D-модели.

Лихачев Вадим Алексеевич – аспирант факультета дизайна и искусств университета Лапландии (Рованиеми, Финляндия), специалист Музей-заповедника «Петроглифы Канозера», Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Городилов, А.Ю. 2007: Техника выбивки петроглифов озера Канозеро. В сб.: Л.Г. Шаяхметова (ред.), Кольский сборник. СПб., 184–191.

Гурина, Н.Н. 1982: Время, врезанное в камень: из истории древних лапландцев. Мурманск.

Дэвлет, Е.Г. 2002: Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.

Зоткина, Л.В. 2014: Возможности фиксации петроглифов для трасологического изучения (к историографии вопроса). Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология 13 (3), 16–26.

Иванов, Ю.О. 2001: Некоторые проблемы изучения наскальных рисунков Кольского полуострова. В сб.: И.Б. Циркунов (ред.), Великая каменная летопись. Наука и бизнес на Мурмане 4, 23–25.

Капелько, В.Ф. 1986: Эстампажный метод копирования петроглифов (открытие и разработка метода). В сб.: А.П. Деревянко, В.Е. Ларичев (ред.), Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 105–111.

Колпаков, Е.М., Шумкин, В.Я. 2012: Петроглифы Канозера. СПб.

Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г., Гринько, А.Е., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В. 2018: Новые результаты документирования петроглифов и моделирования сакральных ландшафтов памятников наскального искусства Дальнего Востока. ПИФК 2, 244–255.

Лихачев, В.А. 2007: Петроглифы оз. Канозеро: история открытия. В сб.: Л.Г. Шаяхметова (ред.), Кольский сборник. СПб., 146–154.

Лихачев, В.А. 2011: Рисунки Канозера: открытие, изучение, сохранение. Апатиты.

Лихачев, В.А. 2017: Петроглифы Канозера: новые методы изучения и новые находки. Труды КНЦ РАН ГИ (9). Апатиты.

Лихачев, В.А. 2020а: Новые находки скоплений петроглифов на Канозере (период 2017– 2019). Труды КНЦ РАН ГИ (18). Апатиты.

Лихачев, В.А. 2020б: Горные породы скал с петроглифами на островах Канозера: история и перспективы изучения. Вестник Кольского научного центра РАН 2, 15–28.

Линевский, А.М. 1939: Петроглифы Карелии. Петрозаводск.

Лобанов, А.Н. 1984: Фотограмметрия. М.

Лобанова, Н.В. 2007: Петроглифы Старой Залавруги: новые данные – новый взгляд. Археология, этнография и антропология Евразии 1 (29), 127–135.

Лобанова, Н.В. 2010: Проблемы документирования петроглифов Карелии. Труды Карельского научного центра Российской академии наук 4, 4–23.

Лобанова, Н.В. 2015: Петроглифы Онежского озера.M.

Равдоникас, В.И. 1936: Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 1. Наскальные изображения Онежского озера. М.–Л. (Труды Института антропологии, археологии и этнографии. Археологическая серия. Т. 9. 10).

Равдоникас, В.И. 1938: Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 2. Наскальные изображения Белого моря. М.–Л. (Труды Института антропологии, археологии и этнографии. Археологическая серия. Т. 9. 10).

Савватеев, Ю.А. 1967: Рисунки на скалах. Петрозаводск.

Савватеев, Ю.А. 1970: Залавруга: Археологические памятники низовья реки Выг. Л.

Савватеев, Ю.А. 2007: Вечные письмена (наскальные изображения Карелии). Петрозаводск.

Andreassen, R. 2007: Managing World Heritage Sites – the Rock Art of Alta, Norway. In: Materials of the international conference “Rock history of Kanozero: 50 centures, 10 years from opening day”. Kirovsk, 50–52.

Fett, P. 1934: Fotografering av helleristninger. Naturen 58, 77–85.

Gjerde, J. 2010: Rock Art and Landscapes: studies of Stone Age rock art from northern Fennoscandia. PhD: University of Tromsø.

Gjerde, J. 2018. An overview of Stone Age rock art in northernmost Europe – what, where and when? In: Lee Sang-mok (ed.), Rock Art of the White Sea. Special exhibition catalogue. Ulsan petroglyphs museum. Ulsan, 200–221.

Dodd, J. 2014. New discoveries, new directions: Rock art research on Bornholm 2013–2014. Adoranten. Tanum, 112–122.

Dodd, J. 2018: The application of high performance computing in rock art documentation and research. Adoranten.Tanum, 92–104.

Hallström, G. 1938: Monumental art of Northern Europe from the Stone Age. The Norwegian Localities. Stockholm.

Hallström, G. 1960: Monumental art of northern Sweden from the Stone Age: Nämforsen and other localities. Stockholm.

Helskog, К. 2011: Scanning rock art, the ultimate documentation? In: L.N. Ermolenko et al. (eds.), Rock art in modern society. On the 290th anniversary of the discovery of Tomskaya Pisanitsa. Book of papers of the International conference. Vol. 2. Kemerovo, 141–142. (SAPAR Bulletin VIII).

Kolpakov, E., Murashkin, A., Shumkin, V. 2008: The Rock Carvings of Kanozero. Fennoscandia archaeologica XXV, 86–96.

Likhachev, V. 2018: Kanozero petroglyphs: history of discovery and investigation. Adoranten. Tanum, 48–71.

Mandt, G. 1991: Vestnorske ristninger i tid og rom: kronologiske, korologiske og kontekstuelle studie. Bergen.

Meijer, E. 2015: Structure from Motion as documentation technique for Rock Art. Adoranten. Yearbook of the Scandinavian Society for Prehistoric Art. Tanum.

Miklashevich, E. 2018: Paper imprints and plaster casts of Karelian petroglyphs by V. Ravdonikas and modern possibilities for facsimile copying of rock art. In: Lee Sang-mok (ed.), Rock Art of the White Sea. Special exhibition catalogue. Ulsan petroglyphs museum. Ulsan, 88–103.

Poikalainen, V., Ernits, E. 1998: Rock carvings of LakeOnega: the Vodla Region. Tartu.

Rabitz, M. 2013: Photogrammetric scanning of rock carvings. Adoranten. Tanum, 110–115.