скачать PDF

Аннотация

В статье публикуется граффито из раскопок Верхнего города Фанагории. Оно состоит из пяти строк и датируется по палеографическим особенностям первой половиной – началом третьей четверти IV в. до н.э. Структура каждой из строк надписи одинаковая и состоит из личного имени, буквенной аббревиации, цифр в акрофонической системе. Упоминается три фанагорийца: Атот, Нумений, Дионий сын Стракто(кла?). Характер расположения имен, сокращений и цифр в строках позволяет предполагать, что граффито представляет запись трапезита, который аккуратно и поэтапно фиксировал операции с денежными суммами. Полагаем, что все они выражены в оболах. Лаконичное содержание граффито не позволяет точно определить характер «банковской» операции. Можно предполагать выдачу определенных денежных сумм в долг, помещение их на хранение, или, что нельзя исключать, возврат упомянутыми лицами долгов трапезиту.

Ключевые слова

Классическая археология, Боспор, Фанагория, эпиграфика, граффити

Завойкина Наталья Владимировна – кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела классической археологии Института археологии РАН.

Граффито хранится в ФГБУК Государственный историко-археологический музей заповедник «Фанагория» ФМ-КП 10/3 А 1503 9180321.

Анохин, В.А. 1986: Монетное дело Боспора. Киев.

Глускина, Л.М. 1970: О некоторых аспектах кредитно-денежных отношений в Аттике IV в. до н.э. ВДИ 3, 17–42.

Емец, И.А. 2012: Граффити и дипинти из античных городов и поселений Северного Причерноморья (подготовительные материалы к Корпусу). М.

Завойкин, А.А. 2013: Образование Боспорского государства. Археология и Хронология становления державы Спартокидов (БИ. Suppl. 10). Симферополь–Керчь.

Завойкина, Н.В. 2013: Фанагорийское общество (по материалам эпиграфики). В сб.: В.Д. Кузнецов (отв. ред.), Материалы по археологии и истории Фанагории. Вып. 1. (Фанагория. Результаты археологических исследований. Т. 1). М., 240–313.

Завойкина, Н.В. 2016: Симпосий в археологическом контексте. КСИА 241, 103–108.

Завойкина, Н.В. 2017а: Новое торговое граффито из Фанагории. В сб.: В.Н. Зинько (ред.), Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Торговля: пути-товары-отношения. (БЧ XVIII). Керчь, 151–158.

Завойкина, Н.В. 2017б: Фанагория. Торговые связи. В кн.: Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства. М., 340.

Зограф, А.Н. 1951: Античные монеты. (МИА 16). М.–Л.

Книпович, Т.Н., Болтунова, А.И. 1962: Очерк истории греческого лапидарного письма. НЭ 3, 3–32.

Кузнецов, В.Д. 2012: Отчет о работе Фанагорийской экспедиции ИА РАН в Фанагории в 2011 г. Архив ИА РАН. Р-1. № 46673.

Рубан, В.В. 1985: Проблемы исторического развития Ольвийской хоры в IV–III вв. до н.э. ВДИ 1, 26–45.

Сапрыкин, С.Ю., Зинько, В.Н. 2003. Difi xio из Пантикапея. ДБ 6, 266–275.

Сапрыкин, С.Ю., Масленников, А.А. 2007: Граффити и дипинти хоры античного Боспора (БИ. Suppl. 1). Симферополь–Керчь.

Яйленко, В.П. 1980: Граффити Левки, Березани и Ольвии. ВДИ 2, 72–99.

Яйленко, В.П. 2005: Магические надписи Боспора. ДБ 8, 465–514.

Яйленко, В.П. 2010: Тысячелетний Боспорский рейх. История и эпиграфика Боспора VI в. до н.э. – V в. н.э. М.

Яйленко, В.П. 2017: История и эпиграфика Ольвии, Херсонеса и Боспора VII в. до н.э. – VII в.н.э. СПб.

Awianowicz, B. 2011: A New Hellenistic Ostracon from Nikonion. ZPE 178, 237–239.

Dubois, L. 1996: Inscriptions grecques dialectales d’Olbia du Pont. Genève.

Jeffery, L.H. 1990: The Local Scripts of Archaic Greece. A Study of the Origin of the Greek Alphabet and its Development from the Eight to the Fifth centuries B.C. Revised edition with supplement by A.W. Johnston. Oxford.

Jordan, D.R. 2000: A Personal Letter Found in the Athenian Agora. Hesperia 69.1, 91–103.

Lawall, M. 2000: Graffi ti, Wine Selling, and the Reuse of Amphorae in the Athenian Agora, ca. 430 to 400 BC. Hesperia 69.1, 3–90.

Lang, M. 1976: Graffi ti and dipinti (The Athenian Agora. XXI). Princeton.

Tod, M.N. 1911/1912: The Greek Numeral Notation. The Annual of the British School at Athens 18, 98–132.

Zgusta, L. 1964: Kleinasitische Personennamen. Praga.