скачать PDF

Аннотация

В статье рассматриваются персонификации государства на русских памятных медалях XIX – начала XX в. В течение указанного периода сложилось два типа аллегории страны: она изображалась либо в образе царицы допетровской Руси, либо девы-воительницы в стилизованном древнерусском воинском облачении. Атрибутами таких персонификаций были государственные символы: гербовый щит, меч и крест, скипетр и держава, жезл, увенчанный двуглавым орлом. Первыми медалями с аллегорическим изображением страны в образе царицы стали произведения «Народное ополчение» и «Мир Европе» из серии Ф.П. Толстого, отчеканенные в 1834 и 1837 гг. Аллегории России на этих медалях отличаются от тех, которые создавались в XVIII столетии, они одеты по моде начала столетия в стилизованные сарафаны с высокой талией и кокошники. Начиная с медали 1881 г. на кончину императора Александра II, персонификации России изображаются в этнографически верных костюмах и головных уборах русских цариц XVII в. К наиболее ранним памятникам, на которых можно увидеть страну в образе девы-воительницы, относится медаль австрийского мастера А. Шарффа, отчеканенная на Санкт-Петербургском монетном дворе в память восстановления Черноморского флота в 1886 г. Аллегория России изображалась на медалях, посвященных важным вехами истории – это события в жизни членов правящей династии, успехи в развитии промышленности, экономики и сельского хозяйства, юбилеи событий общегосударственного значения.

Ключевые слова

Россия, медальерное искусство, XIX–XX вв., музейные собрания

Волкова Ульяна Михайловна – научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Бокова, В.М. 2003: Беспокойный дух времени. Общественная мысль первой трети XIX в. В кн.: Очерки русской культуры XIX века. Т. 4. М., 17–146.

Вигель, Ф.Ф. 1928: Записки: в 2 т. Т. 2. М.

Висковатов, А.В. 1841–1862: Историческое описание одежды и вооружения российских войск: в 30 ч. СПб.

Волкова, У.М. 2015: Музей русской истории за границей (1897–1914) при Свято-Князь- Владимирском братстве. Каталог коллекции из собрания Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.

Дьяков, М.Е. 2006: Медали Российской империи: в 8 т. Т. 6. М.

Дьяков, М.Е. 2007: Медали Российской империи: в 8 т. Т. 7. М.

Жабрева, А.Э. 2016: Письменные и изобразительные источники по истории русского ко- стюма XI–XVII веков. СПб.

Забелин, И.Е. 2014: Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М.

Киреева, Е.В. 1970: История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. М.

Кирсанова, Р. 1997: Офранцуженный сарафан. Родина 7, 33–37.

ПСЗРИ 1825–1881: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб.

ПСЗРИ 1881–1913: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. СПб.

Смирнов, В.П. 1908: Описание русских медалей. СПб.

Смирнова, Н.М. и др. 2014: Великие русские победы в медали и гравюре. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Каталог медалей и гравюр из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.

Снегирев, И.М. 1851: Древние великокняжеские, царские, боярские и народные одежды, изображения и портреты. Древности российского государства. Отд. IV. В VI отд. М.

СРМ 1841: Собрание русских медалей, изданное по Высочайшему повелению Археографи- ческой комиссией. Вып. 3. СПб.

Уортман, Р. 1999: «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века. Россия. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, начало XVIII – начало XX века. М., 233–244.

Хобсбаум, Э. 1998: Нации и национализм после 1780 года. СПб.

Хобсбаум, Э. 2000: Изобретение традиций. Вестник Евразии 1, 47–62.

Щукина, Е.С. 2000: Два века русской медали. Медальерное искусство в России 1700–1917 гг. М.

Agulhon, M., Bonte, P. 1992: Marianne: les visages de la République. Paris.

Eimer, Ch. 2010: British commemorative medals and their values. London.

Gall, L. 1993: Die Germania als Symbol nationaler Identität im 19. und 20. Jahrhundert. In: Nachrichten der Akademie der Wissenschaften Göttingen 2, 3–54.

Weil, A. et al. 2012: Au creux de la Main. La medaille en France aux XIXe & XXe siècles. Paris.