скачать PDF

Аннотация

Монетное дело Херсонеса формировалось с самого начала независимо от метрополии. Некоторые серебряные херсонесские монеты первой серии имеют черты, характерные для греческих монет V в. до н.э. Монеты второй четверти IV в. до н.э. характеризуются постоянными сменами монетных типов. В целом художественный уровень монет этого времени стабильно хороший. Серебряные и медные монеты второй половины IV в. до н.э. в массе своей выполнены на очень высоком художественном уровне, иногда достигая высокого классического совершенства. Серебряная и медная чеканка III в. до н.э. продолжала лучшие традиции чеканки предыдущего столетия. В 60-е гг. III в. до н.э. в Херсонесе резчиком штемпелей работал выдающийся мастер, который выполнил штемпеля для серебряных монет тип: Дева в венке – Дева поражает копьем лань. Эти монеты явились высшим достижением херсонесской монетной глиптики. Во II в. до н.э. резко поменялся репертуар монетных типов и стилистика изображений на херсонесских монетах. Портреты и изображения на большинстве монет достаточно статичны и не имеют мелких деталей. В первой половине I в. до н.э. Херсонес фактически входил в состав Понтийского царства, его монеты стилистически имеют много общего с монетами других городов Понта и Боспора. После смерти Митридата VI в годы правления Фарнака II на херсонесских оболах появляется портрет этого царя. Это первое изображение исторического персонажа в монетном деле города. В первые века нашей эры основным типом лицевой стороны монет становится аллегорическое изображение римского императора без индивидуальных черт конкретного правителя. Основным типом оборотной стороны – стоящая в рост Дева с луком и копьем. Большая часть монет выполнена в местном достаточно примитивном стиле и только на последнем этапе чеканки в Херсонесе появляется мастер, штемпеля которого реалистично передают черты римских правителей и напоминают типичные квазиавтономные выпуски греческих городов, входящих в состав Римской империи.

Ключевые слова

Монетное искусство, Херсонес, чеканка монет, монетное дело

Туровский Евгений Яковлевич – главный научный сотрудник Отдела «Городище и некрополь» Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Анохин, В.А. 1977: Монетное дело Херсонеса (IV в. до н.э.–XII в. н.э.). Киев.

Анохин, В.А. 1986: Монетное дело Боспора. Киев.

Бертье-Делагард, А.Л. 1906: Несколько новых или малоизвестных монет Херсонеса. ЗООИД XXVI, 215–276.

Бертье-Делагард, А.Л. 1912: Монетные новости древних городов Тавриды. ЗООИД XXX, 39–54.

Бибиков, С.И. 1976: Античная скульптура Херсонеса. Киев.

Буйских А. В. 2006: Херсонес Таврический в VI в. до н.э.: реальность историческая или археологическая. Античный мир и археология 12. Саратов, 263–277.

Виноградов, Ю.Г., Золотарев, М.И. 1998: Год рождения Херсонеса Таврического. Херсо- несский сборник IX, 36–46.

Зограф А.Н. 1922: Статуарные изображения Девы в Херсонесе по данным нумизматики. ИРАИ 2, 337–397.

Зограф, А.Н. 1951: Античные монеты. (МИА) 16. М.

Коваленко, С.А. 2004: К хронологии двух групп монет Херсонеса Таврического. В сб.: Монеты и медали II, 56–69.

Рогов, Е.Я. 2005: Проблема основания Херсонеса. Греки и варвары Северного Причерно- морья в скифскую эпоху. СПб., 146–148.

Ростовцев, М.И. 1917: Цезарь и Херсонес. Известия Императорской Археологической ко- миссии 63, 1–12.

Сидоренко, В.А. 2001: Золотая монетная чеканка Херсонеса I–II вв. н.э. МАИЭТ VIII, 436–453.

Туровский, Е.Я., Горбатов, В.М. 2013: Монеты античного и средневекового Херсонеса. Каталог-определитель. Симферополь.

Тюменев, А.И. 1938: Херсонесские этюды. I. ВДИ 2, 245–259.

Фролова, Н.А. 1997: Монетное дело Боспора. Ч.I. М.

Schneiderwirth, J.Н. 1882: Das Pontische Herakleia. Bericht uber das Schuljahr 1881–1882 des Kather. Heiligenstadt.