скачать PDF

Аннотация

В статье представлен основанный на использовании фотограмметрической обработки изображений подход к документированию наскального искусства Каповой пещеры. С целью полной фиксации стен пещеры, даже если на них не было рисунков, съемка проводилась фрагментами. Использование современной фотокамеры с высоким разрешением и высокопроизводительного компьютера позволило получить текстуры с детализацией, превышающей имевшуюся для полученных ранее фотографий отдельных изображений. Сплошная фиксация позволила выявить новый геометрический мотив на северной стене зала Знаков – практически невидимый глазом рисунок был обнаружен после применения усиления цветового контраста к текстуре одной из моделей.

Высокое разрешение текстур и съемка крупными фрагментами позволили выявить новое изображение в «щели» зала Хаоса, представляющей собой узкий скальный разлом, рисунки в котором располагаются на потолке, что представляет существенные трудности для проведения документирования. Использование фотограмметрии дало возможность впервые зафиксировать рисунки на потолке разлома большими группами, в результате чего была установлена связь двух участков одного изображения с геометрическим мотивом в виде пересекающихся под прямым углом линий, ранее в зале Хаоса было известно два изображения с подобным мотивом.

Цифровая обработка изображений также позволила вывить особенности распределения окрашенных областей на стенах. После усиления цветового контраста было выделено два типа окрашенных областей – светло-красного и фиолетового цвета. Ввиду особенностей их распределения и формы было высказано предположение, что светло-красные области являются естественным ожелезнением, тогда как фиолетовый цвет соответствует преднамеренно окрашенным участкам, что нашло подтверждение при съемке фрагментов стен с рисунками.

Ключевые слова

Наскальное искусство, документирование, фотограмметрия, Капова пещера, верхний палеолит

Пахунов Александр Сергеевич – младший научный сотрудник Института археологии РАН.

Бадер, О.Н. 1962: Отчет о работах Уральской палеолитической экспедиции в 1962 г. Альбом иллюстраций. Архив ИА РАН. Р-1. № 2515А.

Бадер, О.Н. 1971: Отчет о работах Уральской палеолитической экспедиции в 1971 г. Альбом иллюстраций. Архив ИА РАН. Р-1. № 4689А.

Бадер, О.Н. 1974: Отчет о работах Уральской палеолитической экспедиции в 1974 г. Альбом иллюстраций. Архив ИА РАН. Р-1. № 5633А.

Щелинский, В.Е. 1990: Настенная живопись Каповой пещеры на Южном Урале (датировка, размещение, культурная принадлежность). В сб. М.А. Дэвлет (ред.), Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 47–55.

Solodeynikov, A.K. 2005: Research on the Recordings of rock paintings in the Kapova cave (Ural). International Newsletter on Rock Art 43, 10–14.

Ляхницкий, Ю.С., Минников, О.А., Юшко, А.А. 2013: Рисунки и знаки пещеры Шульганташ (Каповой). Уфа.

Гайнуллин, Д.А., Булякова, Г.В., Нафиков, Ш.В. (ред.) 2016: Древние святилища: археология, ритуал, мифология. Материалы Международного научного симпозиума. Уфа.

Хисамитдинова, Ф.Г., Котов, В.Г., Нафиков, Ш.В. (ред.) 2016: Проблемы сохранения, консервации палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш и развитие туристиче- ской инфраструктуры достопримечательного места «Земля Урал-батыра». Материалы Международного научного симпозиума. Уфа.