скачать PDF

Аннотация

В статье впервые рассмотрена работа А. Альтдорфера по заказам импе- ратора Максимилиана I как самостоятельный этап в развитии стиля художника. Проанали- зированы памятники, созданные А. Альтдорфером и его мастерской по заказу императора в 1512–1516 гг. Среди этих памятников гравюры «Триумфальной арки», миниатюры и гравюры «Триумфальной процессии», рисунки к «Молитвеннику» императора Максими- лиана I. Выявлено значение этого периода для переосмысления проблем, решение кото- рых принципиально для творческой эволюции мастера. Художника на этом этапе занимает проблема организации большого цикла изображений, намеченная уже в более раннем ци- кле гравюр «Грехопадение и спасение человечества». Во время работы по заказам импе- ратора происходит перелом в отношении А. Альтдорфера к пластическому языку антич- ности, построению пространства и фигуры человека, трактовке пейзажа. Под влиянием А. Дюрера мастер приходит к более упорядоченной системе перспективы, не утратив при этом интереса к передаче пространства за счет сложных сокращений человеческих фигур. Именно в рамках работы для императора А. Альтдорфер приходит к оригинальному по- ниманию пейзажа. Пейзажи мастера приобретают панорамность, размах, тягу к всеобщ- ности, которые сохранятся в творчестве художника в дальнейшем. Выявлены черты сход- ства между образом пейзажа в работах А. Альтдорфера и в поэтических произведениях К. Цельтиса, автора, игравшего значимую роль в составлении программы художественных произведений, заказанных императором Максимилианом I. Также именно в этот период наметилось то оригинальное понимание войны как трагического события, которое оказа- лось принципиальным для более поздних работ А. Альтдорфера.

Ключевые слова

А. Альтдорфер, Максимилиан I, пейзаж, «Триумфальная арка», «Молитвенник» Максимилиана I

Фролова Людмила Валерьевна – экскурсовод Государственного Эрмитажа.

Вельчинская, И.Л. 1977: Альбрехт Альтдорфер. М.

Дмитриева, М.Э. 1978: Античные образы и сюжеты в искусстве Немецкого Возрождения. В сб.: Ю.М. Сапрыкин (ред.), Проблемы истории античности и средних веков. М., 158–174

Донин, А.Н. 2005: Пейзаж немецкого Возрождения. Нижний Новгород.

Донин, А.Н. 2006: Ранний немецкий пейзаж и поэзия Конрада Цельтиса. В сб.: Русско-за- рубежные литературные связи: Межвузовский сборник научных трудов II, 211–222.

Донин, А.Н. 2014: Михаэль Пахер как предшественник дунайской школы. АRS: исследова- ния нижегородских искусствоведов: сборник научных статей 2, 40–56.

Либман, М.Я. 1972: Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М.

Панофский, Э. 1999: Иконография и иконология. Введение в изучение искусства Ренес- санса. В кн.: В.В. Симонова (пер.), А.К. Лепорк (ред.), Смысл и толкование изобрази- тельного искусства. СПб., 43–73

Степанов, А.В. 2009: Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.

Цельтис, К. 1990: Стихотворения. М.

Bredt, E.W. 1919: Albrecht Altdorfer. München.

Friedländer, M. 1923: Albrecht Altdorfer. Berlin.

Hess, D. 2005: Altdorfers Weg zur Alexanderschlacht. Eine Neubewertung seiner «Tischplatte» im Germanischen Nationalmuseum. In: Anzeiger des Germanischen Nationalmuseums, 77–96.

Hollstein, F.W.H. 1997: The New Hollstein: German engravings, etchings and woodcuts 1400– 1700. Altdorfer.

Leidinger, G. 1922: Albrecht Dürers und Lukas Cranachs Randzeichnungen zum Gebetbuche Kaiser Maximilians I in der Bayerischen Staatsbibliothek zu München. München. Michel, E. «Zu Lob und ewiger Gedechnis» Albrecht Altdorfer`s Triumphzug für Kaiser Maximilian I. In: E. Michel, M.L. Sternath (eds.), Kaiser Maximilian und die Kunst der Dürerzeit. München– London–New York, 49–65.

Müller, M.F., Röver-Kann, A. 2003: Künstler und Kaiser. Albrecht Dürer und Kaiser Maximilian I. Der Triumph des römischdeutschen Kaiserhofes. Ausstellungskatalog Kunsthalle Bremen (25.11.2003-18.01.2004). Bremen.

Noll, T. 2009: Spielräume der Stilbildung bei Albrecht Altdorfer. Zeitschrift für Kunstgeschichte 72, 3, 329–350.

Pfeiffer, W. 1993: Zur Ikonographie der «Alexanderschlacht» Albrecht Altdorfers. Münchner Jahrbuch der bildenden Kunst III Folge XLIV, 73–97.

Silver, L. 2008: Marketing Maximilian. The Virtual Ideology of a Holy Roman Emperor. Princeton.

Schmidt, J. 1964: Die Donauschule in Linz. Kunstjahrbuch der Stadt Linz, 99–113.

Tietze, H. 1923: Albrecht Altdorfer. Leipzig.

Voss, H.G.A. 1910: Albrecht Altdorfer und Wolf Huber. Leipzig. Работа А. Альтдорфера над заказами императора Максимилиана I 349

Winzinger, F. 1963: Albrecht Altdorfer – Graphik. Holzschnitte, Kupferstiche, Radierungen. Gesamtausgabe. München.

Winzinger F. 1964: Zur Datierung des Altdorfer-Altares in St. Florian. Kunstjahrbuch der Stadt Linz, 113–119.