скачать PDF

Аннотация

Среди народов, с которыми взаимодействовали греки, персы играли осо- бую роль. С этим связано значительное количество их изображений в искусстве греков. Существует ряд проблем, связанных с дифференциацией их изображений, поскольку гре- ческое искусство было чрезвычайно неточным в изображении других народов. Кроме того, есть много общего в изображениях персов и других восточных народов – прежде всего, скифов, однако есть и определенные критерии, по которым их можно дифференцировать: время создания (скифы: преимущественно втор. пол. VI в. до н.э., персы – V в. до н.э.), детали одежды (хитон до колен, другой декор штанов и др.), вооружение (сагарис, копье), черты внешности (остроконечная борода у скифов, окладистая – у персов и др.), сюжеты (скифы – помощники, персы – противники и др.), семиотика. Изображения персов вытес- нили изображения скифов, что было связано как с их сходством, так и сходством их конно- таций (Восток), а также с внеше- и внутриполитическими событиями (греко-персидские войны, борьба с медизмом). Переход от изображений скифов к изображениям персов был постепенным. Со временем изображения персов претерпели определенную трансформа- цию: с середины V в. до н.э. более диверсифицированными стали их одежда и вооруже- ние, а также сюжеты, в которых они фигурировали. В эпоху эллинизма противостояния с персами осмысливались в произведениях более крупных форм – мозаике и скульптуре. На протяжении всего времени для репрезентации персов был присущ синкретизм реального (исторического) и мифологического, характерный для осмысления древними греками эт- нокультурных контактов и Других в целом. Изображениям битв персов и греков придавал- ся мифологический оттенок, персидские детали присутствовали в ряде мифологических сюжетов, ряд из них, в свою очередь, служил осмыслению современных грекам событий.

Ключевые слова

искусство Древней Греции, образы персов, вазопись, античность

Терещенко Татьяна Сергеевна – соискатель кафедры культурологии, философии культуры и эстетики СПбГУ.

Иванчик, А.И. 2002а: Кем были «скифские» лучники на аттических вазах эпохи архаики? ВДИ 3, 33–55.

Иванчик, А.И. 2002б: Кем были «скифские» лучники на аттических вазах эпохи архаики? ВДИ 4, 23–42.

Cohen, A. 2011: The Self as Other. Performing Humor in Ancient Greek Art. In: E.S. Gruen (ed.), Cultural Identity in the Ancient Mediterranean. Los Angeles, 465–490.

Dench, E. 2005: Romulus Asylum: Roman Identities from the Age of Hadrian. Oxford.

DeVries, K. 2000: The Nearly Other: the Attic vision of Phrygians and Lydians. In: B. Cohen (ed.), Not the Classical Ideal: Athens and the Construction of the Other in Greek Art. Leiden, 338–363.

Ferrari Pinney, G. 1984: For the Heroes are at Hand. JHS 104, 181–183. Franks, H.M. 2009: Hunting the Eschata: An Imagined Persian Empire on the Lekythos of Xenophantos. Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens 78, 4, 455–480.

Gruen, E.S. 2011: Rethinking the Other in Antiquity. Princeton.

Hall, E. 1991: Inventing the Barbarian. Greek Self-Defi nition trough Tragedy. Oxford.

Lissarrague F. 1990: L’autre guerrier: Archers, peltastes, cavaliers dans l’imagerie antique. Paris–Rome.

Miller, M.C. 1991: Foreigners at the Greek Symposium? In: W.J. Slater (ed.), Dining in a Classical Context. Ann Arbor.

Miller, M.C. 1995: Persians: The Oriental Other. SOURCE 15, 1, 39–44.

Onians, J. 1979: Art and Thought in the Hellenistic Age: Greek World View, 350-5 B.C. London.

Pollitt, J. 1986: Art in the Hellenisitc Age. Cambridge.

Raeck, W. 1981: Zum Barbarenbild in der Kunst Athens im VI und V Jahrhundert vor Christ. Bonn.

Shapiro, H.A. 1983: Amazons, Thracians, and Scythians. Greek, Roman and Byzantine Studies 24, 2, 105–114.

Smith, A.C. 1999: Eurymedon and the Evolution of Political Personifi cations in the Early Classical Period. JHS 119, 128–141. Образы персов в искусстве Древней Греции 321

Snowden, F.M.Jr. 2010: Iconographical Evidence on the Black Populations in Greco-Roman Antiquity. In: D. Bindman (ed.), The Image of the Black in Western Art. Cambridge, 143–250.

Sparkes, B.A. 1997: Some Greek Images of Others. In: B. Molyneaux (ed.), The Cultural Life of Images: Visual Representation in Archaeology. London.

Tsiafakis, D. 2000: The Allure and Repulsion of Thracians in the Art of Classical Athens. In: B. Cohen (ed.), Not the Classical Ideal: Athens and the Construction of the Other in Greek Art. Leiden, 364–389.