скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена вопросу сохранения традиций и обычаев российских немцев в поликультурной среде. Показана сложность и многоаспектность понятия «традиции», представлены различные теоретические и методологические подходы к интерпретации данного термина. Основываясь на материалах, полученных в ходе этнографических экспедиций в Октябрьский район Челябинской области (исследование проводилось в ряде населенных пунктов – д. Барсучье, д. Шишминка, д. Шипкино, с. Маячное, с. Октябрьское), мы попытались восстановить ход традиционных религиозных немецких праздников Weihnachten и Ostern. В исследовании использована комплексная методика, включающая наблюдение, глубинное интервью с хранителями религиозных традиций, анкетирование. Особое внимание уделялось тем элементам праздничного ритуала, которые свойственны только данному этносу. На примере российских немцев д. Барсучье рассмотрен сохранившийся до наших дней традиционный обряд «Крестный ход». Анализ эмпирического материала показал, что, несмотря на агрессивную советскую антирелигиозную пропаганду, немцы продолжали следовать традициям предков. Благодаря компактному проживанию и численному преимуществу немцев в ряде поселений основные каноны празднования Рождества и Пасхи соблюдались ими вплоть до середины 90-х гг. XX в., и это несмотря на усиление влияния русской культуры. Массовая эмиграция, пришедшаяся на 90-е гг. XX в., расширение дисперсного проживания немцев, увеличение смешанных браков и исчезновение больших сельских общин приводят к постепенной утрате традиций. В результате социологического опроса установлено, что современные потомки российских немцев не рассматривают религиозные традиции предков как релевантные.

Ключевые слова

Российские немцы, этническая культура, религиозные традиции, обычаи, Октябрьский район Челябинской области, поликультурная среда, этнографическая экспедиция

Петренко Оксана Владимировна – аспирант кафедры Всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Арутюнов, С.А. 1989: Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.

Арутюнов, С.А. 1981: Обычай, ритуал, традиция. СЭ 2, 97–99.

Баллер, Э.А. 1969: Преемственность в развитии культуры. М.

Бахтурина, А.Ю. 2013: «Лучше пусть немцы разорятся, чем будут шпионить»: немцы- колонисты и российское общество в годы «германской» войны. Новый исторический вестник 35, 6–32.

Бромлей, Ю.В. 1983: Очерки теории этноса. М.

Бромлей, Ю.В. 1973: Этнос и этнография. М.

Давидович, В.Е., Жданов, Ю.А. 1979: Сущность культуры. Ростов-на-Дону.

Козлов, В.И. 1967: О понятии этнической общности. СЭ 2, 100–111.

Лурье, С.В. 1997: Историческая этнология. М.

Маркарян, Э.С. 1981: Узловые проблемы теории культурной традиции. Советская этнография 2, 78–96.

Национальный состав населения… 1990: Национальный состав населения Челябинской области (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Челябинск.

Подосинов, А.В., Козлова, Г.Г., Глухов, А.А 2001: LINGUA LATINA. Латинско-русский словарь. М.

Соколов, Э.В. 1981: Традиции и культурная преемственность. СЭ 3, 56–58.

Сравнение итогов… 2014: всероссийских переписей населения 2002 г. и 2010 г. по Челябинской области. В сб.: Статистический сборник. Челябинск, 124–127.

Чебоксаров, Н.Н., Чебоксарова, И.А. 1985: Народы, расы, культуры. М.

Gellner, E. 1983: Nations and Nationalism. New York.

Kroeber, A. 1952: The Nature of Culture. Chicago.