скачать PDF

Аннотация

В работе предпринята попытка дать общий очерк места и роли Стефана Александрийского в истории позднеантичной школы и учености, по всей видимости, по- следнего схоларха Александрийской философской школы VII в. Этот ученый и писатель отличился в целом ряде областей знания, оставив сочинения по философии, медицине, астрономии, астрологии, алхимии, а также несохранившиеся по математике, музыке, ри- торике, грамматике. Главное призвание Стефана было, видимо, в преподавании. Две ос- новные его научные ипостаси – философ и медик. Последний отрезок жизни он провел в Константинополе в качестве общественного преподавателя по распоряжению императора Ираклия. Авторы делают вывод о том, что Стефан Александрийский был одной из ключе- вых фигур культуры и мысли заключительной части поздней античности (2 половина VI – начало VII вв.). Несколько эклектичный и широкий характер научных и преподаватель- ских интересов Стефана Александрийского можно объяснить общей медиевализацией знания накануне Средневековья. Обучение в высших школах приобретало все более эле- ментарный характер, а глубина преподавания сокращалась. По всей видимости, Стефан низма. Современная наука очень мало интересовалась наследием Стефана Александрий- ского. Нет полного научного издания всех его сочинений, а в отечественной науке он во- обще не привлек никакого внимания специалистов. Перед исследователями стоит задача актуализации наследия позднеантичного ученого и преподавателя, всестороннее изучение его места и роли в культуре Ранней Византии.

Ключевые слова

школа, преподавание, философия, Стефан Александрийский, схо- ларх, Александрия, Константинополь 

Н.Н. Болгов*, А.М. Болгова**, * Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ** Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лемерль, П. 2012: Первый византийский гуманизм. СПб.

Лосев А.Ф. 1992: История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М.

Филатов, К.А. 2011: Византийский словарь. Т.2. СПб.

Browning, R. 1965: Stephanos. Classical Review 15, 262–269.

Fuchs, F. 1926: Die hoheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig.

Magdalino, P. 1993: The History of the Future and Its Uses: Prophecy, Policy, and Propaganda.In: R. Beaton, C. Roueche (eds.), The Making of Byzantine History: Studies Dedicated to Donald M. Nicol. Aldershot.

Schemmel, F. 1912: Die Hochschule von Konstantinopel vom V. bis IX. Jahrhundert. Berlin.

Usener, H. 1880: De Stephano Alexandrino. Stephani Alexandrini quod fertur opusculum apotelesmaticum, Index scholarum in universitate Fredericia Guilelmia Rhenana per menses hibernos anni 1879–1880. Bonnae.

Vancourt, R. 1941: Les derniers commentateurs alexandrins d’Aristotle, l’ecole d’Olympiodore, Etienne d’Alexandrine. Lille.

Watts, E.J. 2006: City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley - Los Angeles.

Westerink, L.G. 1990: Prolegomenes a la philosophie de Platon. Paris.

Wolska-Conus, W. 1989: Stéphanos d’Athènes et Stéphanos d’Alexamdrie. In: Revue des etudes byzantines 47, 5–89.