скачать PDF

Аннотация

В культуре и религии древнееврейского народа, опиравшейся на монолатрический культ Яхве, большим влиянием пользовались языческие божества плодородия ханаанейского происхождения. Среди них была Ашера, вероятно, считавшаяся супругой Яхве, следы поклонения которой (оставшиеся после возможного девтерономического редактирования) находятся в ветхозаветных текстах. В ходе их исследования обнаруживается, что возможное значение «святая/святой» для qedēšâ и qādēš может объясняться связью этих терминов с культовым служением богине плодородия Ашере, а с ней и Яхве, со временем охватившим функции других божеств и заменившим их (а именно вобравшим в себя «святость» Ашеры). «Святость» ассоциирована с экзистенциальным освящением мира «божественностью» для обновления и продолжения жизни через ритуал «священного брака» между царственным помазанником Яхве и жрицей qedēšâ, представлявшей Ашеру, что, вероятно, имело место в жизни древнееврейского общества и государства. Связь «кедешей» с иеродулией и обычной проституцией не доказана. Попытки сравнения qedēšâ и zānâh, параллельное использование обоих терминов надо экзегетически связывать со значением zānâh как «идолопоклоннического блуда». Другие функции «святых» служителей культа могли быть связаны с какими-то процессами сопровождения деторождения и служением в храме. «Святое» отделяется от «человеческого», и именно в этом смысле для qedēšâ/qādēš определяется «отделенность» как причастность к «божественному, культовому», причем не маргинальному, а ортодоксальному, и акцент в ретроспективном смысле должен ставиться на связи с культами плодородия.

Ключевые слова

Древнееврейская история, святость, кедеша, Ашера, Яхве, иеродула, «священный брак».

Кочергин Сергей Сергеевич – соискатель кафедры истории и археологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ackerman, S. 1998: Warrior, Dancer, Seductress, Queen: Women in Judges and biblical Israel (Anchor Bible Series). New York.

Adams, K. 2008: Metaphor and Dissonance: A Reinterpretation of Hosea 4:13–14. JBL 127(2), 291–305.

Ahlstrom, G.W. 1963: Aspects of Syncretism in Israelite Religion. Lund. (Horae Soederblomianae V).

Albright, W.F. 1968: Yahweh and the Gods of Canaan: A Historical Analysis of Two Contrasting Faiths. London.

Amzallag, N. 2009: Yahweh, the Canaanite God of Metallurgy? JSOT 33.4, 387–404.

Amzallag, N. 2016: The Serpent as a Symbol of Primeval Yahwism. Semitica 58, 207–236.

Assante, J. 2003: From Whores to Hierodules: The Historiographic Invention of Mesopotamian Female Sex Professionals. In: A.A. Donohue, M.D. Fullerton (eds.), Ancient Art and its Historiography. New York, 13–47.

Beaulieu, S. 2007: Eve’s Ritual: The Judahite Sacred Marriage Rite. [http://spectrum.library. concordia.ca/975701/].

Binger, T. 1997: Asherah: Goddesses in Ugarit, Israel and the Old Testament. Sheffi eld. (JSOT 232).

Сlines, D.J.A. 1975: The Psalms and the King. Theological Students Fellowship Bulletin 71, 1–6.

Cross, F.M. 1997: Canaanite Myth and Hebrew Epic: Essays in the History of the Religion of Israel. Cambridge.

Day, J. 1986: Asherah in the Hebrew Bible and Northwest Semitic literature. JBL 105.3, 385–408.

Day, J. 2002. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan. Sheffi eld.

Dever, W.G. 1984: Asherah, Consort of Yahweh? New Evidence from Kuntillet Ajrûd. BASOR 255, 21–37.

Dijkstra, M. 1996: Goddess, God, Men and Women in Ezekiel 8. In: B. Becking, M. Dijkstra (eds.), On Reading Prophetic Texts: Gender-specifi c and Related Studies in Memory of Fokkelien Van Dijk-Hemmes. New York–Köln–Brill, 83–114.

Dijkstra, M. 2001. El, the God of Israel – Israel, the People of YHWH: On the Origins of Ancient Israelite Yahwism. In: B. Becking, M. Dijkstra, M.C.A. Korpel, K.J.H. Vriezen (eds.), Only One God? Monotheism in Ancient Israel and the Veneration of the Goddess Asherah. London–New York, 81–126.

Frazer, J.G. 2009: The golden Bough. A Study of Magic and Religion. Auckland.

Frazer, J.G. 1919: Folk-lore in the Old Testament. Studies in Comparative Religion Legend and Law. Vol. III. London.

Gordis, R. 1979: Gordis on Ebla, Yahweh’s Consort, and Psalm 34. BAR 5.4, 55–56.

Gruber, M.I. 1983: The Qādēš in the Book of Kings and in Other Sources. Tarbiz XII–2, 167–176.

Hadley, J.M. 2000: The Cult of Asherah in Ancient Israel and Judah. Evidence for a Hebrew Goddess. Cambridge. (University of Cambridge Oriental Publications 57).

Hubbard, D.A. 1989: Hosea: An Introduction and Commentary (Tyndale Old Testament Commentaries). Downers Grove.

Johnson, A.R. 1958: Hebrew Conceptions of Kingship. In: S.H. Hooke (ed.), Myth, Ritual, and Kingship: Essays on the Theory and Practice of Kingship in the Ancient Near East and in Israel. London, 204–235.

Johnson, A.R. 1967: Sacral Kingship in Ancient Israel. Cardiff.

Keefe, A.A. 2001: Woman’s Body and the Social Body in Hosea. Sheffi eld.

Keel, O., Uelinger, C. 1998. Gods, Goddesses, and Images of God in Ancient Israel. Minneapolis.

Kirsch, J. 1998: The Harlot by the Side of the Road: Forbidden Tales of the Bible. New York.

Kletter, R. 1996: The Judean Pillar-Figurines and the Archaeology of Asherah (British Archaeological Reports International Series 636). London. (BAR IS 636)

Kochergin, S.S. 2019: Fenomen “svyatosti”: ot pervobytnykh istokov k drevnim evreyam [The phenomenon of “holiness”: from primeval sources to ancient Jews]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. Politologiya [Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Political Science] 46.3, 399–411.

Кочергин, С.С. 2019: Феномен «святости»: от первобытных истоков к древним евреям. Научные ведомости Белгородского государственного университета. История. Политология 46.3, 399–411.

Lemaire, A. 1984: Who or What Was Yahweh’s Asherah? BAR 10.6, 42–51.

Mays, J. L. 1969: Hosea: A Commentary (Old Testament library). Philadelphia.

Meek, T.J. 1924: The Song of songs and the fertility cult. In: W.H. Schoff (ed.), The song of songs: a symposium. Philadelphia, 48–79.

Merkur, D. 2000: The Mystery of Manna: The Psychedelic Sacrament of the Bible Park. Roches ter.

Meshel, Z. 1979: Did Yahweh Have a Consort? BAR 5.2, 24–34.

Olyan, S.M. 1988: Asherah and the Cult of Yahweh in Israel. Atlanta. (SBL Monograph Series 34).

Patai, R. 1990: The Hebrew Goddess. Detroit.

Pettey, R.J. 1990: Asherah: Goddess of Israel. New York.

Pope, M.H. 1977: Song of Songs: A New Translation with Introduction and Commentary (The Anchor Yale Bible). New Haven–London.

Smith, M.S. 2002: The Early History of God. Yahweh and the other deities in Ancient Israel. Second edition. Grand Rapids.

Stark, C. 2006: Kultprostitution im Alten Testament? Die Qedeschen der Hebräischen Bibel und das Motiv der Hurerei. Fribourg–Göttingen.

Steinberg, D. 2004: Asherah in Deuteronomy 33? [http://www.houseofdavid.ca/deut_33.htm].

Stuckey, J.H. 2003: The Great Goddesses of the Levant. In: Journal of the Society for the Study of Egyptian Antiquities 30, 127–157.

Tantlevskiy, I.R. 2013: Istoriya Izrailya i Iudei do 70 g. do n.e. [The history of Israel and Judea before AD 70]. Saint Petersburg.

Тантлевский, И.Р. 2013: История Израиля и Иудеи до 70 г. до н.э. СПб.

Taylor, J.E. 1995: The Asherah, the Menorah and the Sacred Tree. JSOT 66, 29–54.

Toorn, K. van der, Horst, P.W., van der, Becking, B. (eds.) 1999: Dictionary of Deities and Demons in the Bible. Leiden–Boston–Köln–Brill.

Toorn, K. van der. 1989: Female Prostitution in Payment of Vows in Ancient Israel. JBL 108, 193–205.

Wellhausen, J. 1893: Die kleinen Propheten. Berlin. (Skizzen und Vorarbeiten 5).

Westenholz, J.G. 1989: Tamar, Qĕdēšā, Qadištu, and Sacred Prostitution in Mesopotamia. Harvard Theological Review 82.3, 245–266.

Wiggins, S.A. 1993: A Reassessment of ‘Asherah’: A Study According to the Textual Sources of the First Two Millenia B.C.E. Kevelaer–Neukirchen-Vluyn.

Wolkstein, D., Kramer, S.N. 1983: Inanna Queen of Heaven and Earth, Her Stories and Hymns from Sumer. New York.

Zevit, Z. 1984: The Khirbet el–Qôm Inscription Mentioning a Goddess. BASOR 255, 39–47.