скачать PDF

Аннотация

Настоящая статья посвящена проблематике особенностей анализа, интерпретации и терминологического инструментария, используемых при изучении различных категорий искусства в древних культурах тихоокеанского бассейна. В статье на примерах оригинальных керамических комплексов Дайги, Касори и Каракусамон периода среднего дзё:мона (5–4 тыс. л.н.) на острове Хонсю, Японский архипелаг и памятников наскального искусства (от эпохи позднего палеолита до средневековья – 40 тыс. л.н. – XIV– XVI вв.) в островной части Юго-Восточной Азии (Сулавеси, Ява, Флорес, Новая Гвинея) и северной части Австралии (Арнемленд) демонстрируется опыт использования термина «стиль» при выделении локальных традиций и разновременных пластов изображений (палеолитического, донеолитического, австронезийского, средневекового); приводится малоизвестная российским специалистам информация по истории открытия и первым попыткам типологических и хронологических интерпретаций изделий из керамики и пещерной живописи в тихоокеанском бассейне в начале – первой половине ХХ в.; рассматриваются вопросы межрегиональных и межтерриториальных контактов и их различное отражение в изобразительной стилистике.

При анализе археологических материалов как массовых коллекций, так и индивидуальных находок и, в первую очередь, предметов искусства стилистические (внешние) особенности (форма, цветовые решения, размеры, орнаментика, способы экспонирования) имеют исключительно важное значение. В отличие от технологических характеристик, отражающих эволюцию технических навыков, они связаны с индивидуальными (а также групповыми) эстетическими и декоративными предпочтениями и визуальным эффектом, которого стремились достигнуть древние специалисты.

Ключевые слова

Тихоокеанский бассейн, Япония, Юго-Восточная Азия, дзё:мон, керамика, наскальное искусство, стили.

Табарев Андрей Владимирович – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором зарубежной археологии Института археологии и этнографии СО РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Иванова Дарья Александровна – кандидат исторических наук, Институт археологии и этнографии СО РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ёсикава, К. 2008: Каракусамон кэн доки (Керамика группы Каракусамон). В сб.: Т. Кобаяси (ред.), Со:ран дзё:мон доки (Справочник по керамике дзё:мон), 436–443 (на яп. яз.).

Иванова, Д. А. 2014: Сравнительный анализ керамики Среднего дзёмона на территории о. Хонсю. Гуманитарные науки в Сибири 2, 30–33.

Кобаяси, Т. 2008: Дзё:мон доки-но ё:сики то катасики то кататисики (Стиль, тип и форма керамики дзё:мон) В сб.: Т. Кобаяси (ред.), Со:ран дзё:мон доки (Справочник по керамики дзё:мон), 2–12 (на яп. яз.).

Лбова, Л.В., Табарев, А.В. 2009: Искусство, культура, ритуал. Происхождение и ранние этапы. Новосибирск.

Накано, С. 2008: Дайги 7a–8b сики доки (Керамика стилей Дайги 7a–8b). В сб.: Т. Кобаяси (ред.), Со:ран дзё:мон доки (Справочник по керамики дзё:мон), 352–359 (на яп. яз.).

Табарев, А.В. 2008: Престижные технологии, промысловые ритуалы и комплексные общества эпохи камня, Дальний Восток России. В сб.: А.Н. Попов (ред.), Неолит и неолитизация бассейна Японского моря: Человек и исторический ландшафт. Владивосток, 218–224.

Табарев, А.В. 2012: Змеи, маски и танцующие шаманы: на перекрестках неолитических миров древней Пасифики. В сб.: В.И. Молодин, М.В. Шуньков, В.Е. Ларичев, С.П. Нестеров (ред.), Дальневосточно-сибирские древности. Сборник научных трудов, посвященный 70-летию со дня рождения В.Е. Медведева. Новосибирск, 96–105.

Табарев, А.В., Иванова, Д.А. 2018: Погребения, керамика, раковинные кучи: из истории изучения памятников эпохи Дзё:мон, Японский архипелаг. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2/44, 36–42.

Хосода, М. 2008: Касори E сики доки (Керамика стиля Касори E). В сб.: Т. Кобаяси (ред.), Со:ран дзё:мон доки (Справочник по керамики дзё:мон), 410–417 (на яп. яз.).

Черемисин, Д.В. 2015: Наскальная живопись Сулавеси: 40 тысяч лет спустя. Наука из первых рук 1/61, 25–27.

Aubert, M., Brumm, A., Ramli, M., Sutikna, T., Saptomo, E.W., Hakim, B. , Morwood, M.J., van den Bergh, G.D., Kinsley, L., Dosseto, А. 2014: Pleistocene cave art from Sulawesi, Indonesia. Nature 514/7521, 223–227.

Barker, G. 2016: Archaeological Investigations in the Niah Caves, Sarawak, 1954–2004. Cambridge.

Bulbeck, D. 2000: Culture History of the Toalean of South Sulawesi, Indonesia. Asian Perspectives 1–2/39, 71–108.

Gibbons, A. 2014: Indonesian cave art may be the world’s oldest. Science Magazine 346, 1447.

Habu, J., Lape, P.V., Olsen, J.W. (ed.) 2017: Handbook of East and Southeast Asian Archaeology. New York.

van Heekeren, H.R. 1952: Rock-paintings and other prehistoric discoveries near Maros (South West Celebes). Laporan Tahunan Dinas Purbakala 1950, 22–35.

van Heekeren, H.R. 1957: The Stone Age of Indonesia, deel XXI of Het Koninklijk Inst. Voor Taal, Land En Volkenkunde. The Hague.

May, S.K., Taçon, P.S.C., Paterson, A., Travers, M. 2013: The World from Malarrak: Depictions of South-East Asian and European subjects in rock art E.W. from the Wellington Range, Australia. Australian Aboriginal Studies 1, 45–56.

Taçon, P.S.C., Ramli, M., Hakim, B., Brumm, A., Aubert, M. 2018: The contemporary importance and future of Sulawesi’s ancient rock art. Terra Australis 48, 31-42.