скачать PDF

Аннотация

Крупнейший памятник наскального искусства майя был найден в 1979 г. на территории Гватемалы. Трехкилометровый пещерный комплекс Нах-Тунич являлся межрегиональным центром паломничества, на что указывают многочисленные артефакты ритуального характера, семь монументальных построек, повсеместные остатки угля и кострищ на полу всех коридоров, а также самый большой корпус настенных изображений в Мезоамерике. Археологические данные говорят в пользу продолжительного периода использования пещеры, начиная с позднего доклассического периода (III в. до н.э.) и кончая поздним классическим периодом (X в.). Коллекция наскального искусства Нах-Тунича содержит 94 настенных изображения, в числе которых пять петроглифов и многочисленные росписи, выполненные черным цветом с использованием угля и грунта с поверхности пола пещеры. Росписи Нах-Тунича представлены в виде календарных дат, нескольких геометрических фигур, иероглифических текстов и сюжетных композиций с антропоморфными персонажами. Росписи включают в себя сцены из повседневной жизни (игра в мяч, дворцовые сцены, сцены пиршества), мифологические и ритуальные сцены и сцены сексуального характера. В ходе изучения и археологических исследований пещерного комплекса были подвергнуты документации всего несколько наскальных изображений. Но проводились они несвоевременно: многие изображения пострадали в 1989 г. в результате масштабных актов вандализма со стороны туристов и случайных посетителей, в результате чего пещера была закрыта. Из-за того, что документация наскального искусства начала вестись не сразу по факту открытия памятника, большая часть уникальной коллекции была утеряна.

Ключевые слова

Методы документации наскального искусства, Мезоамерика, майя, Нах-Тунич, археология.

Хохрякова (Висканта) Сандра Альгимантасовна – аспирантка Российского государственного гуманитарного университета, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дэвлет, Е.Г. 2002: Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р., Пахунов, А.С., Романенко, Е.В., Свойский, Ю.М. 2018: Применение алгоритмов визуализации поверхности при изучении изображений на скалах. В сб.: Музеефикация историко-культурного наследия: теория и практика. Материалы III Международного научного симпозиума. Уфа, 43–71.

Дэвлет, Е.Г., Острирова, Е.С., Фахри, А.И. 2017: Изображения рук в наскальном искусстве Америки. Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства (1). В сб.: М.А. Дэвлет (ред.), Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. XI. М.–Кемерово, 10–20.

Ершова, Г.Г. 2000: Фрай Диего де Ланда. Древние майя: Уйти, чтобы вернуться. М.

Кнорозов, Ю.В. 1952: Древняя письменность Центральной Америки. СЭ 3, 100–118.

Кнорозов, Ю.В. 1963: Письменность индейцев майя. М.–Л.

Ласкин, А.Р., Дэвлет, Е.Г., Гринько, А.Е., Свойский, Ю.М., Романенко, Е.В. 2018: Новые результаты документирования петроглифов и моделирования сакральных ландшафтов памятников искусства Дальнего Востока. ПИФК 2, 244–255.

Шесеньа, А. 2003: Пещерные росписи древних майя. Воронеж.

Brady, J. 1989: An Investigation of Maya Ritual Cave Use with Special Reference to Naj Tunich, Peten, Guatemala. Diss. for the degree of PhD. Los Angeles

Brady, J. 1990: Report on Recent Damage to the Inscriptions at Naj Tunich. Mexicon 12 (1), 5–6.

Brady, J. 1991: New Vandalism at Naj Tunich Cave. National Geographic Research and Exploration 7/1, 114–115.

Brady, J., Veni, G., Stone, A., Cobb, A. 1992: Explorations in the New Branch of Naj Tunich: Implications for Interpretations. Mexicon XIV, 74–81.

Devlet, E. 2017: Three-dimensional polygonal modeling of boulders with petroglyphs for understanding of the function of the Sikachi-Alyan rock art site (Russia). In: Building Bridges. Abstract book of the 23th Annual Meeting of the European Association of Archaeologists 2017, 9.

Justeson, J.S., Campbell, J.L. (eds.) 1984: Phoneticism in Mayan Hieroglyphic Writting 9, 389.

Rodas, H. 1980: Gruta de las inscripciones, con murales mayas descubierta en Peten, cerca de Belice. Prensa Libre. August 31.

Stone, A. 1995: Images from the Underworld: Naj Tunich and the Tradition of Maya Cave Painting. Austin.

Stuart, G.D. 1981: Maya Art Treasures Discovered in Cave. National Geographic 160 (2), 220– 235.

Veni, G. 1990: Maya Utilization of Karst Ground Water Resources. Environment Geology and Water Science 16 (1), 63–66.

Ware, G., Chabries, D., Christiansen, R., Brady, J., Martin, C. 2000: Multispectral Analysis of Ancient Maya Pigments: Implications for the Naj Tunich Corpus. Proceedings of the 2000 International Geoscience and Remote Sensing Symposium. Institute of Electrical and Electronics Engineers, Piscataway. VI, 2489–2491.

Witte, K., Ganza, E. 1981: Naj Tunich: The Writing on the Wall. National Speleology Society News July, 149–151.