скачать PDF

Аннотация

В первой части статьи анализируются и классифицируются прозвища видных афинских политиков на остраконах. Автор придерживается принятого им принципа, согласно которому прозвища были а) нейтральными, позитивными, негативными; б) устойчивыми, ситуативными, вторичными. Выясняется, что на остраконах преобладают ситуативные негативные прозвища, причем источником их, похоже, в ряде случаев могли служить инвективы в комедии.

Далее автор обращается к прозвищам политиков-демагогов периода поздней классики и указывает, что в конце V в. до н.э. появляются «профессиональные» прозвища (такие, как «кожевник» Клеон, «ламповщик» Гипербол и т.п.). Они часто также порождались комедией как сатирические эпитеты.

В заключении отмечается, что в целом у греков доэллинистического времени прозвища были менее распространены, чем позже. Возможно, играло какую-то роль то обстоятельство, что в эпоху эллинизма во всех отношениях расширились рамки греческого мира, а одновременно и интенсифицировались контакты между государствами. Ономастический же фонд греков оставался практически прежним, достаточно ограниченным

Ключевые слова

Прозвища, Греция, Афины, остракизм, остраконы, демагоги, эпитеты

Суриков Игорь Евгеньевич – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ.

Статья подготовлена при поддержке РФФИ/РГНФ (грант 16-01-00297).

Вейсман, А.Д. 1991: Греческо-русский словарь: Репринт V-го издания 1899 г. М.

Видаль-Накэ, П. 2001: Черный охотник: Формы мышления и формы общества в греческом мире. М.

Габелко, О.Л. 2014: Антигон Монофтальм и Антигон Фуск: к интерпретации двух прозвищ эллинистических монархов. Antiquitas aeterna 4, 119–130.

Зелинский, Ф.Ф. 1916: Из жизни идей: Научно-популярные статьи. Т. 1. 3 изд. Пг.

Карпюк, С.Г. 1998: Гипербол, «человек негодный» // Вестник древней истории 4 (227), 142–156.

Маринович, Л.П., Кошеленко, Г.А. 1996: Уроки античной демократии. В кн.: Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко (ред.), Античная демократия в свидетельствах современников. М., 319–330.

Рунг, Э.В. 2000: Эпиликов мирный договор. Вестник древней истории 3 (234), 85–96.

Рунг, Э.В. 2009: Греко-персидские отношения: политика, идеология, пропаганда. Казань.

Суриков, И.Е. 1994: Килонова скверна в истории Афин VII–V вв. до н.э. дис. ... канд. ист. наук. М.

Суриков, И.Е. 1995: Женщины в политической жизни позднеархаических и раннеклассических Афин. В кн.: Е.С. Голубцова (ред.), Античный мир и его судьбы в последующие века. М., 43–52.

Суриков, И.Е. 2000а: Ксантипп, отец Перикла: Штрихи к политической биографии. Проблемы истории, филологии, культуры 8, 100–109.

Суриков, И.Е. 2000б: Два очерка об афинской внешней политике классической эпохи. В кн.: О.Л. Габелко (отв. ред.), Межгосударственные отношения и дипломатия в античности. Ч. 1. Казань, 95–112.

Суриков, И.Е. 2000в: Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох. М.

Суриков, И.Е. 2003: Остракон Мегакла, Алкмеониды и Эретрия (Эпиграфическое свидетельство о внешних связях афинской аристократии). Вестник древней истории 2 (245), 16–25.

Суриков, И.Е. 2004: Острака и афинская просопография. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. 1 (3), 51–65.

Суриков, И.Е. 2005а: ΔΗΜΟΤΕΥΤΑΙ: Политическая элита аттических демов в период ранней классики (К постановке проблемы). Вестник древней истории 1 (252), 15–33.

Суриков, И.Е. 2005б: Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М.

Суриков, И.Е. 2006: Остракизм в Афинах. М.

Суриков, И.Е. 2008: Античная Греция: политики в контексте эпохи. Время расцвета демократии. М.

Суриков, И.Е. 2009: Новые наблюдения в связи с ономастико-просопографическим материалом афинских остраконов. Вопросы эпиграфики 3, 102–127.

Суриков, И.Е. 2012: Архонтат в Афинах: от истоков института до утраты им политического значения. Вестник древней истории 2 (281), 29–54.

Суриков, И.Е. 2014: Речи Антифонта как источник сведений об уголовном праве Афин классической эпохи. Древнее право 1 (29), 10–35.

Суриков, И.Е. 2017а: Прозвища у греков архаической и классической эпох. I. Предварительные соображения общетеоретического характера. Проблемы истории, филологии, культуры 1 (55), 19–34.

Суриков, И.Е. 2017б: Прозвища у греков архаической и классической эпох. II. У истоков феномена. Проблемы истории, филологии, культуры 3 (57), 5–26.

Суриков, И.Е. 2017в: Волки и львы в античных греческих представлениях: Гомер, Солон и «История животных» Аристотеля. История и современность 1 (25), 131–150.

Суриков, И.Е. 2018: Прозвища у греков архаической и классической эпох. III. Прозвища политиков: архаика и ранняя классика. Проблемы истории, филологии, культуры 1 (59), 89–113.

Туманс, Х.Р. 2011: «Львы» и «волки» у Гомера: заметки к эпической «табели о рангах». Аристей 4, 27–51.

Хабихт, Х. 1999: Афины. История города в эллинистическую эпоху. М.

Adak, M. 2003: Metöken als Wohltäter Athens: Untersuchungen zum sozialen Austausch zwischen ortsansässigen Fremden und der Bürgergemeinde in klassischer und hellenistischer Zeit (ca. 500–150 v. Chr.). München.

Berti, M. 1999: Note storiche e prosopografiche agli ostraka di Μυρωνίδης Φλυεύς dal Kerameikós di Atene. Minima epigraphica et papyrologica 2, 77–109.

Bicknell, P.J. 1974: Athenian Politics and Genealogy: Some Pendants. Historia 23, 2, 146–163.

Bicknell, P.J. 1975: Was Megakles Hippokratous Alopekethen Ostracized Twice? L’Antiquité classique 44, 1, 172–175.

Bicknell, P.J. 1986: Agasias the Donkey. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 62, 183– 184.

Brenne, S. 1992: “Portraits” auf Ostraka. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts. Athenische Abteilung 107, 161–185.

Brenne, S. 1994: Ostraka and the Process of Ostrakophoria. In: W.D.E. Coulson, O. Palagia, T.L. Shear, H.A. Shapiro (eds.), The Archaeology of Athens and Attica under the Democracy. Oxf., 13–24.

Brenne, S. 2001: Ostrakismos und Prominenz in Athen: Attische Bürger des 5. Jhs. v.Chr. auf den Ostraka. Wien.

Brenne, S. 2002: Die Ostraka (487 – ca. 416 v. Chr.) als Testimonien. In: P. Siewert (Hg.), Ostrakismos- Testimonien I: Die Zeugnisse antiker Autoren, der Inschriften und Ostraka über das athenische Scherbengericht aus vorhellenistischer Zeit (487–322 v. Chr.). Stuttgart, 36–166.

Cantarella, E. 1989: L’omosessualità nel diritto ateniese. In: G. Thür (Hg.), Symposion 1985: Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. Köln, 153–175.

Cantarella, E. 1991: Moicheia. Reconsidering a Problem. In: M. Gagarin (Hg.), Symposion 1990: Vorträge zur griechischen und hellenistischen Rechtsgeschichte. Köln, 289–296.

Cohen, E.E. 2000: The Athenian Nation. Princeton.

Connor, W.R. 1971: The New Politicians of Fifth-Century Athens. Princeton.

Cook, R.M. 1989: The Francis – Vickers Chronology. Journal of Hellenic Studies 109, 164–170.

Cornford, F.M. 1934: The Origin of Attic Comedy. 2nd ed. Cambridge.

Cox, C.A. 1989: Incest, Inheritance and the Political Forum in Fifth-Century Athens. Classical Journal 85, 1, 34–46.

Cromey, R.D. 1979: Kleisthenes’ Fate. Historia 28, 2, 129–147.

Culasso Gastaldi, E. 1997: Il doppio ostracismo di Megakles Hippokratous. Rendiconti dell’Accademia nazionale dei Lincei. Classe di scienze morali, storiche e fi lologiche 8, 2, 253–271.

Degani, E. 1991: Aristofane e la tradizione dell’invettiva personale in Grecia. Entretiens sur l’antiquité classique 38, 1–49.

Develin, R. 2003: Athenian Offi cials 684–321 B.C. Cambridge.

Francis, E.D. 1990: Image and Idea in Fifth-Century Greece: Art and Literature after the Persian Wars. L. – N.Y.

Francis, E.D., Vickers, M. 1982: Kaloi, Ostraka and the Wells of Athens. American Journal of Archaeology 86, 2, 264.

Hackstein, O. 2010: The Greek of Epic. In: E.J. Bakker (ed.), A Companion to the Ancient Greek Language. Oxf., 401–423.

Harvey, F.D. 1984: The Conspiracy of Agasias and Aischines (Plutarch, Aristeides 13). Klio 66, 1, 58–73.

Harvey, F.D. 1985: Dona Ferentes: Some Aspects of Bribery in Greek Politics. In: P.A. Cartledge, F.D. Harvey (eds.), Crux. Essays in Greek History Presented to G.E.M. de Ste. Croix on his 75th Birthday. Exeter, 76–117.

Helly, B. 1994: La glose d’Hésychius Μενωνίδαι: pénestes thessaliens ou ostracisés athéniens? Revue de philologie, de littérature et d’histoire anciennes 68, 1/2, 135–146.

Henderson, J. 1991: The Maculate Muse: Obscene Language in Attic Comedy. 2 ed. Oxf.

Hornblower, S. 1992: A Commentary on Thucydides. Vol. 1. Oxf.

Humphreys, S.C. 1983: The Family, Women and Death: Comparative Studies. L.

Jones, G.S. 2016: Observing Genre in Archaic Greek Skolia and Vase-Painting. In: V. Gazzato, A. Lardinois (eds.), The Look of Lyric: Greek Song and the Visual. Studies in Archaic and Classical Greek Song, Vol. 1. Leiden – Boston, 146–184.

Kulesza, R. 1995: Die Bestehung im politischen Leben Athens im 5. und 4. Jahrhundert v.Chr. Konstanz.

Lamberton, R. 2003: Plutarch’s Phocion: Melodrama of Mob and Elite in Occupied Athens. In: O. Palagia, S.V. Tracy (eds.), The Macedonians in Athens 322–229 B.C.: Proceedings of an International Conference Held at the University of Athens, May 24–26, 2001. Oxf., 8–13.

Lape, S. 2002/2003: Solon and the Institution of the “Democratic” Family Form. Classical Journal 98, 2, 117–139.

Lavelle, B.M. 1989: Koisyra and Megakles, the Son of Hippokrates. Greek, Roman and Byzantine Studies 30, 4, 503–513.

Leão, D.F., Rhodes, P.J. 2016: The Laws of Solon: A New Edition with Introduction, Translation and Commentary. 2016.

Lenfant, D. 2016: Anytos et la corruption massive de juges dans l’Athènes démocratique. Historia 65, 3, 258–274.

Lewis, D.M. 1974: The Kerameikos Ostraka. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 14, 1–4.

Lewis, D.M. 1993: Megakles and Eretria. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 96, 51–52.

Liddell, H.G., Scott, R., Jones, H.S., McKenzie, R. 1996: A Greek-English Lexicon: With a Revised Supplement. Oxf.

Littman, R.J. 1990: Kinship and Politics in Athens 600–400 B.C. N.Y.

Mansouri, S. 2011: Athènes vue par ses métèques (Ve–IVe siècle av. J.-C.). P.

Milne, M.J., Bothmer, D. von 1953: ΚΑΤΑΠΥΓΩΝ, ΚΑΤΑΠΥΓΑΙΝΑ. Hesperia 22, 4, 215–224.

Moretti, L. 1957: Olympionikai, i vincitori negli antichi agoni Olimpici. Roma.

Mossé, C. 1985: De l’ostracisme aux procès politiques: le fonctionnement de la vie politique à Athènes. Istituto universitario orientale (Napoli). Annali. Sezione di archeologia e storia antica 7, 9–18.

Mossé, C. 1995: La classe politique à Athènes au IVème siècle. In: W. Eder (Hg.), Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v.Chr. Stuttgart, 67–77.

Nails, D. 2002: The People of Plato: A Prosopography of Plato and Other Socratics. Indianapolis.

Osborne, M.J., Byrne, S.G. 1994: A Lexicon of Greek Personal Names. Vol. 2: Attica. Oxf.

Palme, B. 2002: Aristophanes, Equ. 855–857 (424 v.Chr.): der Demos könnte gegen Kleon das Ostrakinda-Spiel durchführen (424 v.Chr.). In: P. Siewert (Hg.), Ostrakismos-Testimonien I: Die Zeugnisse antiker Autoren, der Inschriften und Ostraka über das athenische Scherbengericht aus vorhellenistischer Zeit (487–322 v. Chr.). Stuttgart, 216–219.

Pardini, A. 1990: Megacle, Ateniese ed Alcmeonide. Quaderni urbinati di cultura classica 34, 19–34.

Parker, V. 1994: Zur absoluten Datierung des Leagros Kalos und der “Leagros-Gruppe”. Archäologischer Anzeiger 3, 365–373.

Peek, W. 1941: Inschriften, Ostraka, Fluchtafeln (Kerameikos. Bd. 3). B.

Piccirilli, L. 1983: Aristide di Egina? Per l’interpretazione degli ostraka Agora inv. P. 9945 e P 5978. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 51, 169–176.

Raubitschek, A.E. 1939: Leagros. Hesperia 8, 2, 155–164.

Raaflaub, K.A. 2000: Den Olympier herausfordern? Prozesse im Umkreis des Perikles. In: L. Burckhardt, J. von Ungern-Sternberg (Hg.), Große Prozesse im antiken Athen. München, 97–113.

Raubitschek, A.E. 1947: The Ostracism of Xanthippos. American Journal of Archaeology 51, 3, 257–262.

Raubitschek, A.E. 1955: Menon, Son of Menekleides. Hesperia 24, 4, 286–289.

Raubitschek, A.E. 1957: Das Datislied. In: K. Schauenburg (Hg.), Charites: Studien zur Altertumswissenschaft. Bonn, 234–242.

Raubitschek, A.E. 1994: Megakles, geh nicht nach Eretria! Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 100, 381–382.

Rhodes, P.J. 1981: A Commentary on the Aristotelian Athenaion Politeia. Oxford.

Robinson, D.M., Fluck, E.J. 1937: A Study of the Greek Love-Names Including a Discussion of Paederasty and a Prosopographia. Baltimore.

Rusten, J.S. 2013: ‘The Odeion on his Head’: Costume and Identity in Cratinus’ Thracian Women fr. 73, and Cratinus’ Techniques of Political Satire. In: G.W.M. Harrison, V. Liapis (eds.), Performance in Greek and Roman Theatre. Leiden – Boston, 279–290.

Samons, L.J. 2000: Empire of the Owl: Athenian Imperial Finance. Stuttgart.

Schreiner, J.H. 1970: The Origin of Ostracism Again. Classica et mediaevalia 31, 84–97.

Schwarze, J. 1971: Die Beurteilung des Perikles durch die attische Komödie und ihre historische und historiographische Bedeutung. München.

Shapiro, H.A. 1982: Kallias Kratiou Alopekethen. Hesperia 51, 1, 69–73.

Shear, T.L. 1963: Koisyra: Three Women of Athens. Phoenix 17, 2, 99–112.

Siewert, P. 1991: Accuse contro i “candidati” all’ostracismo per la loro condotta politica e morale. Contributi dell’Istituto di storia antica (Milano) 17, 3–14.

Siewert, P. 2002a: Plato Comicus fr. 168 PCG VII (ca. 416 v.Chr.?): Vergleich des Ostrakismos mit dem Ostrakinda-Spiel der Kinder (416 v.Chr.). In: P. Siewert (Hg.), Ostrakismos-Testimonien I: Die Zeugnisse antiker Autoren, der Inschriften und Ostraka über das athenische Scherbengericht aus vorhellenistischer Zeit (487–322 v. Chr.). Stuttgart, 223–226.

Siewert, P. 2002b: Pindar, Pyth. 7.18–21 (486 v.Chr.): athenische Mißgunst gegen hippische Siege der Alkmeoniden als Motiv für die Ostrakisierung des Megakles (486 v.Chr.). In: P. Siewert (Hg.), Ostrakismos-Testimonien I: Die Zeugnisse antiker Autoren, der Inschriften und Ostraka über das athenische Scherbengericht aus vorhellenistischer Zeit (487–322 v. Chr.). Stuttgart, 167–170.

Stamires, G.A., Vanderpool, E. 1950: Kallixenos the Alkmeonid. Hesperia 19, 4, 376–390.

Stanton, G.R. 1996: A Graffi to on a Megakles Ostrakon. Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 111, 69–73.

Stark, I. 2002: Athenische Politiker und Strategen als Feiglinge, Beitrüger und Klaffärsche. Die Wannung vor politischer Devianz und das Spiel mit den Namen prominenter Zeitgenossen. In: A. Ercoloni (Hg.), Spoudaiogeloion: Form und Funktion der Verspottung in der aristophanischen Komödie. Stuttgart – Weimar, 147–167.

Stein-Hölkeskamp, E. 1989: Adelskultur und Polisgesellschaft: Studien zum griechischen Adel in archaischen und klassischen Zeit. Stuttgart.

Storey, I. 1998: Poets, Politicians and Perverts: Personal Humour in Aristophanes. Classics Ireland 5, 85–134.

Taylor, C. 2001: Bribery in Athenian Politics Part II: Ancient Reaction and Perceptions. Greece & Rome 48, 2, 154–172.

Vanderpool, E. 1952: Kleophon. Hesperia 21, 2, 114–115.

Vickers, M. 1990: Attic Symposia after the Persian Wars. In: O. Murray (ed.), Sympotica: A Symposium on the Symposion. Oxf., 105–121.

Vickers, M. 1997: Pericles on Stage: Political Comedy in Aristophanes’ Early Plays. Austin. Webster, T.B.L. 1962: Historical Commentary. In: A.J.B. Wace, F.H. Stubbings (eds.), A Companion to Homer. L., 452–462.

Whitehead, D. 2001: Athenian Demes as Poleis (Thuc. 2.16.2). Classical Quarterly 51, 2, 604–607.

Will, W. 2003: Thukydides und Perikles: Der Historiker und sein Held. Bonn.

Williams, D. 1996: Refi guring Attic Red-fi gure: A Review Article. Revue archéologique 2, 227–252.

Williams, G.W. 1951: The Curse of the Alkmaionidai. I. The Origin and Early History. Hermathena 78, 32–49.

Williams, G.W. 1952a: The Curse of the Alkmaionidai. II. Kleisthenes and the Persian Wars. Hermathena 79, 1–21.

Williams, G.W. 1952b: The Curse of the Alkmaionidai. III. Themistokles, Perikles, and Alkibiades. Hermathena 80, 58–71.