скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена номинации «гиноцид», возникшей в феминистской публицистике 70-х гг. ХХ в. Исследуется происхождение лексемы и характер ее исполь- зования в научной и художественной сфере. Авторство термина принадлежит амери- канской феминистке Андреа Дворкин. Объединяя тысячелетнюю китайскую традицию бинтования ног и преследование ведьм в средневековой Европе, Дворкин в изобретенной лексеме подразумевает глубинную преступность патриархальной культуры в отношении женщины. Исследованные культурные практики характеризуются ей как выражение стра- ха перед женской природой и стремления установить над ней контроль для того, чтобы обеспечить доминирование мужского начала в культуре. Окказионализм Дворкин вошел и в современный научный лексикон, и в современную художественную культуру. Перво- степенным предметом рассмотрения в статье является творчество современного датского сценариста и режиссера Л. фон Триера. Анализ образной системы фильма «Антихрист» в совокупности с анализом функционирования в нем окказионализма «гиноцид», а также анализ других кинотекстов Л. фон Триера позволяет опровергнуть распространенное мне- ние об антифеминизме его кинематографа. В статье делается вывод о том, что кинемато- граф Ларса фон Триера вскрывает глубинный драматизм положения женщины в культуре. Анализ осуществляется на материале последнего в творчестве датского режиссера цик- ла «Depression Trilogy». В него входят фильмы «Antichrist» (2009), «Melancholia» (2011), «Nymphomaniac» (2013). Статья выполнена в междисциплинарном ключе: гендерная ан- тропология в ней сочетается с аналитикой лексического новообразования и аналитикой кинематографического текста.

Ключевые слова

лингвистика, окказионализм, концепт, феминизм, христианский антифеминизм, Ларс фон Триер, образ женщины

Турышева Ольга Наумовна – доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной ли- тературы УрФУ им. первого Президента Б. Н. Ельцина.

Бабенко, Н.Г. 1997: Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантиче- ский анализ. Калининград.

Долин, А. 2009: Самосуд. Фильм Ларса фон Триера «Антихрист». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2009/07/n7-article7.

Долин, А. 2011: Интервью с Ларсом фон Триером. [Электронный ресурс]. – Режим досту- па: http://www.gazeta.ru/culture/2011/06/29/a_3679141.shtml.

Долин, А. 2015: Ларс фон Триер. Контрольные работы. М.

Дюндик, Ю. Б. 2011: Наречие оценки и категоризация опыта. Иркутск.

Торсен, Н. 2013: Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии. М.

Тыркин, С. 2009: Ларс фон Триер: «Всю свою жизнь я воровал у Тарковского». [Электрон- ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/24320.4/512725/

Dalla Costa, М. (ed.) 2007: Gynocide: Hysterectomy, Capitalist Patriarchy and the Medical Abuse of Women. New York.

Dworkin, A. 1974: Woman hating: A radical look at sexuality. New York.