скачать PDF

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы религиозной жизни в городе Магнитогорске, строившемся как «новый город», свободный от пороков капиталистиче- ского общества, в том числе от религии. На протяжении 1930–1980-х гг. отношение к ве- рующим в городе менялось. Первый этап (1930–1940-е гг.) характеризовался как наиболее сложное время для верующих всех конфессий, когда ключевой задачей было выживание во враждебной атеистической обстановке и сложнейших социально-бытовых условиях. Второй этап (1947–1959 гг.) – сравнительно «спокойное» время развития и укрепления ре- лигиозных обычаев в семьях. Третий этап (1959–1985 гг.) – существование в условиях дав- ления со стороны атеистической пропаганды и общественного порицания. Периодизация в целом совпадает с основными изменениями в государственной религиозной политике, что позволяет предположить влияние политических и социальных предпосылок на рели- гиозное мировоззрение, формирование культовых практик и обыденного уклада жизни верующих. Социальные потрясения и пропаганда заставляли в некоторой степени изме- нять убеждения, приспосабливая их к действительности. Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на антирелигиозные мероприятия со стороны властей и декларирование идеи «Магнитогорск – город без церквей», население продолжало совершать религиозные действия, а спектр конфессий на территории города был достаточно широким. При этом религиозность населения и города определялась по чисто внешним признакам: наличие церквей и часовен, совершение религиозных обрядов, внешней атрибутики. Подобный подход обеспечивал сравнительно спокойное существование верующих в городе, которые сохраняли внутреннюю религиозность или исповедовали внецерковные исповедания.

Ключевые слова

историческая антропология, история повседневной жизни, религия, Магнитогорск

Макарова Надежда Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Всеобщей исто- рии МГТУ им. Г.И.Носова.

Алексеев, А.И. 1996: Иосифлянство и нестяжательство в свете поминальной практики XV в. Первые Дмитриевские Чтения 1, 78–91.

Арьес, Ф. 1992: Человек перед лицом смерти. М. Блок, М. 1986: Апология истории или ремесло историка. М. Гинзбург, К. 1996: Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю. Современные ме- тоды преподавания новейшей истории, 207–236. Гуревич, А.Я. 2003: «Время вывихнулось»: поругание умершего правителя. В кн.: Одис- сей. Человек в истории. М., 221–240. Гуревич, А.Я. 2005: История в человеческом измерении (Размышления медиевиста). Но- вое литературное обозрение 75, 39–40. Девис, Н.З. 1999: Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М. Дэвис, Н.З. 2006: Обряды насилия. В кн.: М. Кромм (ред.), История и антропология. Междисциплинарные исследования на рубеже XX–XXI веков. М., 111–162. Кондратковская, Н.Г. 2012: «Ах, если бы еще одну мне жизнь». Белорецк. Кринко, Е.Ф. 2015: Религиозная жизнь в тылу и на фронте в годы Великой Отечественной войны. Вестник Оренбургского Государственного педагогического университета 1(13), 98–112. Ле Гофф, Ж. 2000: Другое Средневековье. Екатеринбург. Леви, Дж. 1996: К вопросу о микроистории. В кн.: А.О. Чубарьян (ред.), Современные методы преподавания новейшей истории. М., 167–190. Макарова, Н.Н. 2012: «Город без церквей»: религиозность в Магнитогорске в 1930-е гг. Государство, религия, Церковь в России и за рубежом 3-4, 158–180. Милютин, Н. 1930: Борьба за новый быт и советский урбанизм. В кн.: Города социализма и социалистическая реконструкция быта. М. 156 МАКАРОВА Миннулин, И.Р. 2006: Мусульманское духовенство и власть в Татарстане (1920–1930-е гг.). Казань. Никифоров, Н.А. (ред.) 2002: Магнитогорск. Краткая энциклопедия. Магнитогорск. Перель, И.А. (ред.) 1932: Культфронт Урала на подъеме. Свердловск. Постников, С.П., Фельдман, М.А. 2009: Социокультурный облик промышленных рабочих России в 1900 – 1941 гг. М. Скотт, Дж. 1991: За Уралом. Американский рабочий в русском городе стали. Свердловск – М. Смилянская, Е.Б. 2003: Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М. Смилянская, Е.Б. 2006: О концепте «суеверие» в России века Просвещения. Сны Богоро- дицы: Исследования по антропологии религии, 19–31. Старикова, Г.И. 2012: Время войне и время миру. Наследие 7, 54-57. Barnard, A. 2004: History and Theory in Anthropology. Cambridge. Barth, F., Gingrich, A., Parkin, R., Silverman, S. 2005: One Discipline, Four Ways: British, German, French, and American Anthropology. Chicago.