скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена проблеме интерпретации малоисследованного титула древнеегипетских царственных женщин «мать бога» (mwt nTr). С точки зрения автора, по- нимание содержания данного титула в первую очередь зависит от правильной интерпре- тации компонента «бог» (nṯr), которым в древнеегипетских текстах традиционно обозна- чалась как особа царя, так и определенное божество. Исторический обзор употребления титула «мать бога» в протоколе царственных жен- щин (прежде всего, эпохи Нового царства) позволяет сделать вывод, что под обозначе- нием «бог» подразумевался царь, а не собственно «настоящее» божество. В связи с этим автор проводит различие между титулом «мать бога» и титулами, в которых имя конкрет- ного божества указано («мать бога N»). В частности, акцент сделан на титуле «мать бога Хонсу-дитя» (mwt nṯr n Ḫnsw-p3-ẖrd), появившемся при XXI династии у жен и дочерей фиванских верховных жрецов Амона. Особое внимание в статье уделяется вероятной свя- зи титула «мать бога» с представленной в серии храмовых сцен эпохи Нового царства сакральной ролью матери будущего царя, зачатого от Амона-Ра. Анализ изобразительных и эпиграфических источников позволяет сделать вывод о том, что титул «мать бога» являлся отражением теологической роли царской матери, ото- ждествленной с богиней-матерью, и может быть понят в контексте двух фундаменталь- ных мифо-теологических концепций – так называемой «осирической» и «солярной» в ее фиванской редакции. Таким образом, содержание титула «мать бога» понимается автором в контексте идеи божественного материнства правящего царя как земного воплощения божества.

Ключевые слова

титул «мать бога», древнеегипетская титулатура, древнеегипетские царицы, религия Древнего Египта

Большаков Владимир Анатольевич – кандидат исторических наук, доцент Российского универ- ситета дружбы народов.

Berlandini, J. 1979: Petits monuments royaux de la XXIe à la XXVe dynastie. In: Hommages à la mémoire de S. Sauneron. Vol. I. Le Caire, 89–114.

Blumenthal, E. 1970: Untersuchungen zum Ägyptischen Königtum des Mittleren Reiches. Bd. I. Die Phraseologie. Berlin.

Bonhême, M.-A., Forgeau, A. 1988: Pharaon, les secrets du pouvoir. Paris. Burgos, F., Larché, F., Grimal, N. 2006: La Сhapelle Rouge. Le sanctuaire de barque d’Hatshepsout. Fac-similés et photographies des scènes. Vol. I. Paris.

Cabrol, A. 2000: Amenhotep III Le Magnifi que. Monaco.

Callender, V.G. 2012: In Hathor’s Image I. Wives and Mothers of Egyptian Kings from Dynasties I-VI. Prague.

Calverley, A.M. 1958: The Temple of King Sethos I at Abydos. The Second Hypostyle Hall. Vol. IV. Chicago.

Chassinat, É., Rochemonteix M de. 1902: (éd.) Le Temple d’Edfou. Vol. I. Paris. Daumas, F. 1958: Les mammisis des temples égyptiens. Paris. Desroches Noblecourt, C. 1982: Touy, mère de Ramsès II, la reine Tanedjmy et le reliques de l’expérience amarnienne. In: L’égyptologie en 1979. Axes prioritaires de recherches. T. II. Paris, 227–243.

Desroches Noblecourt, C. 1990/91: Le mammisi de Ramsès au Ramesseum. In: Leblanc, C. (éd.), Memnonia I. Le Caire, 25–46.

Gabolde, L. 2005: Monuments décorés en bas relief aux noms de Thoutmosis II et Hatchepsout. Vol. II. Le Caire. 50 БОЛЬШАКОВ Gayet, A. 1894: Le Temple de Louxor. Le Caire.

Giorgini, M.-S. et al. 1998: Soleb V. Le Temple. Bas-reliefs et inscriptions. Le Caire. Gitton, M. Variations sur le thème des titulatures de reines. Bulletin de l’Insitut Français d’Archéologie Orientale 78, 389–403.

Gitton, M. 1981: L’épouse du dieu Ahmès Néfertary. Documents sur sa vie et son culte posthume. Paris.

Gitton, M. 1984: Les divines épouses de la XVIIIe dynastie. Paris.

Gosselin, L. 2007: Les Divines épouses d’Amon dans l’Égypte de la XIXème à la XXIème dynastie. Paris.

Grajetzky, W. 2005: Ancient Egyptian Queens. A Hieroglyphic Dictionary. London.

Gross Mertz, B. 1952: Certain Titles of the Egyptian Queens and Their Bearing on the Hereditary Right to the Throne. PhD Dissertation. Chicago.

Habachi, L. 1969: La reine Touy, femme de Sethi I, et ses proches parents inconnus. Revue d’Égyptologie 21, 27–47.

Helck, W. 1955–58: Urkunden der 18. Dynastie: Historisch-biographische Urkunden. Heft 20– 22. Berlin.

Kitchen, K.A. 1975–1990: Ramesside Inscriptions: Historical and Biographical. Vols I-VIII. Oxford.

Lacau, P., Chevrier, H. et al. 1977: Une chapelle d’Hatshepsout à Karnak. Vol. I. Le Caire.

Leblanc, C., Abdel-Rahman, I. 1991: Remarques relatives à la tombe de la reine Douatentipet. Revue d’Égyptologie 42, 147–169.

Leblanc, C. 2009: Les reines du Nil au Nouvel Empire. Paris.

Leitz, C. 2002: Lexikon der Ägyptischen Götter und Götterbezeichnungen. Lexikon. Bd. III. Leuven-Paris-Dudly.

Naguib, S.-A. 1990: Le clergé feminin d’Amon thébain à la 21e dynastie. Leuven.

Naguib, S.-A. 1992: «Fille du dieu», «épouse du dieu», «mère du dieu» ou la métaphore féminine. In: The Intellectual Heritage of Egypt. Studies Kákosy, StudAeg 14. Budapest, 437– 447.

Naville, E. 1892: The Festival Hall of Osorkon II in the Great Temple of Bubastis. London.

Naville, E. 1901: The Temple of Deir El-Bahari. Pt IV. London.

Nillson, M. 2010: The Crowns of Arsinoe II. The Creation and Development of an Imagery of Authority. Gothenburg.

Roth, S. 2001: Die Königsmütter des Alten Ägypten von der Frühzeit bis zum Ende der 12. Dynastie. Wiesbaden.

Seipel, W. 1980: Untersuchungen zu den ägyptischen Königinnen der Frühzeit und des Alten Reiches. Quellen und historische Einordnung. Hamburg.

Tyldesley, J. 2008: Chronique des reines d’Égypte. Des origines à la mort de Cléopâtre. Actes Sud.

Troy, L. 1986: Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. Uppsala.

Wahlberg, N.M. 2002: Goddess Cults in Egypt between 1070 BC and 331 BC. PhD Dissertation. Birmingham.

Yoyotte, J. 1982–83: Une épouse divine à Héracléopolis. Revue d’Égyptologie 34, 145–148.