скачать PDF

Аннотация

В статье анализируются культовые комплексы, которые были раскопаны в центральной части салтово-маяцкого поселения на античном городище Артезиан, расположенном в северной части Керченского полуострова. В зависимости от расположения они были объединены в два культовых комплекса, которые располагались недалеко друг от друга. Включенные в их состав культовые объекты, представляли собой ритуальные захоронения, которые были совершены в заброшенном античном колодце, в сооружении, напоминающем колодец, в ямах и котлованах, образовавшихся на месте добычи камня из античных построек. В двух из них принесена совместная жертва людей и собак, в двух других в жертву принесли человека, быка и лошадь. В одном случае ритуальное действо обошлось без человеческой жертвы. В жертву была принесена корова или теленок. Подобные комплексы были до этого обнаружены на многих поселениях салтово-маяцкой культуры, в том числе и на Керченском полуострове. Большей частью они, видимо, были связаны с земледельческим и скотоводческим культом плодородия.

Ключевые слова

Керченский полуостров, Артезиан, салтово-маяцкое поселение, салтово-маяцкие культовые комплексы, салтово-маяцкие ритуальные захоронения

Винокуров Николай Игоревич – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков МПГУ.

Пономарев Леонид Юрьевич – научный сотрудник БФ «Деметра».

Аксенов, В.С. 1995: Захоронения с конем у населения северо-западной Хазарии (по материалам Нетайловского и Красногоровского могильников). Культуры степей Евразии второй половины I тыс. н.э.: тезисы докл. междунар. науч. археологич. конф. 14–17 ноября 1995 г. Самара, 10–12.

Аксенов, В.С. 1998: Захоронения коней в погребальных обычаях населения салтовской культуры. Актуальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії 3. Харків, 4–9.

Аксенов, В.С. 2002: Обряд обезвреживания погребенных в Верхне-Салтовском и Рубежанском катакомбных могильниках салтово-маяцкой культуры. РА 3, 98–114.

Аксенов, В.С. 2003: К вопросу интерпретации некоторых комплексов Маяцкого селища. Проблеми історії та археології України. Збірник матеріалів міжнародної наукової конференції до 100-річчя Археологічного з’їзду в м. Харкові 25–26 жовтня 2002 р. Харків, 64–67.

Аксенов, В.С., Крыганов, А.В., Михеев, В.К. 1996: Обряд погребения с конем у населения салтовской культуры (по материалам Красногорского могильника). В сб.: И. Эрдели (ред.), Материалы I тыс. н.э. по археологии и истории Украины и Венгрии. Киев, 116–129.

Албегова, З.Х., Гусаков, М.Г. 2001: Культовое назначение постройки 21 Маяцкого селища. В сб.: Н.В. Малиновская (ред.), Практика и теория археологических исследований. Труды отдела охранных раскопок ИА РАН. М., 122–131.

Алекшин, В.А. 1990: Археологические свидетельства о культе черепа в культурах каменного века Евразии. Реконструкция древних верований: источники, метод, цель: тезисы докл. конф. Л., 38–39.

Алекшин, В.А. 1994: Черепа людей в обрядах неолитических земледельцев юго-западной Азии. Памятники древнего и средневекового искусства. Проблемы археологии 3. СПб., 59–78.

Антонова, Е.В. 1979: О характере религиозных представлений неолитических обитателей Анатолии. В сб.: В.Г. Гафуров, Б.А. Литвинский (ред.), Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М., 12–35.

Антонова, Е.В. 1990: Обряды и верования первобытных земледельцев востока. М.

Артамонова, О.А. 1963: Могильник Саркела – Белой Вежи (Труды Волго-Донской археологической экспедиции. III). МИА 109, 9–215.

Афанасьев, Г.Е. 1993: Донские аланы. Социальные структуры алано-ассо-буртасского населения бассейна Среднего Дона. М.

Ашихмина, Л.И. 1996: Собака в ритуалах древнего населения Вычегодского края (опыт реконструкции). Животные и растения в мифоритуальных системах: материалы науч. конф. СПб., 106–107.

Баранов, И.А. 1990: Население Крымской Хазарии (по материалам грунтовых могильников VII–X вв.). В сб.: А.Х. Халиков (ред.), Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. Казань, 72–100.

Баранов, И.А. 1999: Миссия Константина Философа в Крым и Хазарию. Пилигримы Крыма. Осень-98: материалы междунар. науч. конф. Симферополь, 4–8.

Баранов, И.А., Майко, В.В. 2001: Тюркское святилище Сугдеи. РА 3, 98–110.

Беленицкий, А.М. 1978: Конь в культах и идеологических представлениях народов Средней Азии и Евразийских степей в древности и раннем средневековье. КСИА 154, 31–39.

Белинский, И.В., Кулаков, А.А. 2013: Средневековый слой поселения Октябрьское I. В сб.: А.А. Кулаков (ред.), Хазарские древности: сб. науч. ст. Аксай, 140–162.

Бессонова, С.С. 1992: Жертвоприношения подростков в скифских курганах. Киммерийцы и скифы: тезисы докл. междунар. науч. конф., посвященной памяти А.И. Тереножкина. Мелитополь, 11–12.

Бешевлиев, В. 1930: Религията на прабългарите. Българска историческа библиотека 2. София, 29–60.

Бутягин, А.М. 2003: Работы Мирмекийской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. В сб.: Н.О. Гаврилюк (ред.), Археологічні відкриття в Україні 2001– 2002 рр. Київ, 61–65.

Бутягин, А.М., Чистов, Д.Е. 2004: Работы Мирмекийской экспедиции Государственного Эрмитажа в 2003 г. В сб.: Н.О. Гаврилюк (ред.), Археологічні відкриття в Україні 2002–2003 рр. Київ, 77–78.

Бутягин, А.М., Виноградов, Ю.А. 2006: История и археология древнего Мирмекия. В кн.: Мирмекий в свете новых археологических исследований. СПб., 4–51.

Веймарн, Е.В., Айбабин, А.И. 1993: Скалистинский могильник. Киев.

Велецкая, Н.Н. 1984: Языческая символика антропоморфной ритуальной скульптуры (к вопросу о генезисе и трансформации атрибутов в славяно-балканских ритуальных действах). В сб.: И.П. Русанова (ред.), Культура и искусство средневекового города. М., 76–90.

Винников, А.З., Афанасьев, Г.Е. 1991: Культовые комплексы Маяцкого селища (Материалы раскопок Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции). Воронеж.

Винников, А.З., Ковалевский, В.Н. 2007: Могильник салтово-маяцкой культуры у с. Тихий Дон в Воронежской области. ХА 6, 51–64.

Винников, А.З., Плетнева, С.А. 1998: На северных рубежах Хазарского каганата. Маяцкое поселение. Воронеж.

Винокуров, Н.И. 1998: Археологические памятники урочища Артезиан в Крымском Приазовье. М.

Винокуров, Н.И. 2002: Феномен человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время (по материалам ритуальных захоронений Крымского Приазовья). Бос- порский феномен: Погребальные памятники и святилища: материалы междунар. науч. конф. Ч. 1. СПб., 189–194.

Винокуров, Н.И. 2004: Практика человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время (по материалам раскопок ритуальных захоронений в Крымском При- азовье). OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии 3. М., 55–87.

Винокуров, Н.И. 2007: Исследование некрополя городища Артезиан в 2000 г. В сб.: А.А. Масленников, Н.А. Гаврилюк (ред.), Античный мир и варвары на юге России и Украины: Ольвия, Скифия, Боспор. Москва–Киев–Запорожье, 351–401.

Винокуров, Н.И. 2011: Погребальные комплексы античного и средневекового времени: разрыв традиции или преемственность (на примере городища и некрополя Артезиан). Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Взаимовлияния культур. Боспорские чтения XII. Керчь, 55–67.

Винокуров, Н.И. 2014: Некрополь античного городища Артезиан в Крымском Приазовье (материалы раскопок 1999–2007 гг.). БИ. Supplementum 12. Симферополь–Керчь.

Винокуров, Н.И., Пономарев, Л.Ю. 2015а: Салтово-маяцкое поселение на античном городище Артезиан (Керченский полуостров). LAUREA I. Чтения памяти профессора Владимира Ивановича Кадеева. Материалы. Харьков, 18–22.

Винокуров, Н.И., Пономарев, Л.Ю. 2015б: Салтово-маяцкие комплексы городища Артезиан (по материалам раскопок 1994–2010 гг.). Таврические студии. Исторические науки 7. Симферополь, 46–53.

Винокуров, Н.И., Пономарев, Л.Ю. 2015в: О хронологии и периодизации городища Артезиан в эпоху средневековья (ранневизантийский период). ПИФК 3 (49), 195–208. Воронина, Р.Ф. 1975: О некоторых чертах верований среднецнинской мордвы VIII–XI вв. СА 1, 281–286.

Высотская, Т.Н. 2004: Аграрный культ у поздних скифов. Старожитності степового Причорномор’я і Криму XI. Запоріжжя, 60–64.

Гадло, А.В. 1980: К истории восточной Таврики VIII–X вв. Античные традиции и византийские реалии. АДСВ 17, 130–145.

Гадло, А.В. 2004: Предыстория Приазовской Руси. Очерки истории русского княжения на Северном Кавказе. СПб.

Гайдукевич, В.Ф. 1937: Боспорские города Тиритака и Мирмекий на Керченском полуострове (По раскопкам 1932–1936 гг.). ВДИ 1, 216–239.

Гайдукевич, В.Ф. 1987: Античные города Боспора. Мирмекий. Л.

Грач, Н.Л. 1999: Некрополь Нимфея. СПб.

Гуцал, В.А. 2004: Бернашівський могильник та культ голови у первісному суспільстві. Наукові праці Кам’янець-Подільського державного університету: Історичні науки 12. Кам’янець-Подільський, 34–42.

Дмитриева, Т.Н. 2000: Жертвоприношение: поиски истоков. В сб.: Л.И. Акимова, А.Г. Кифишин (ред.), Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней /‛ЕРМНЕI’A 2/. М., 11–22.

Жельвис, В.Н. 1984: Человек и собака (восприятие собаки в разных этнокультурных традициях). СЭ 3, 135–143.

Зинько, В.Н. 1994: Охранные археологические исследования в г. Керчи. В сб.: В.А. Кутайсов (ред.), Археологические исследования в Крыму 1993 год. Симферополь, 124–129.

Зинько, В.Н., Пономарев, Л.Ю. 2005: Раннесредневековый горизонт поселения Героевка-2 у пос. Эльтиген. БИ Х, 236–268.

Зинько, В.Н., Пономарев, Л.Ю. 2008: Раннесредневековый горизонт поселения Героевка-6 на Керченском полуострове. В сб.: Г.Е. Афанасьев (ред.), Древности Юга России: памяти А. Г. Атавина. М., 420–440.

Зинько, В.Н., Пономарев, Л.Ю. 2009: Тиритака. Раскоп XXVI. Т. I. Археологические комплексы VIII–X вв. Боспорские исследования. Supplementum 5. Симферополь–Керчь.

Квитковский, В.И. 2011а: Селище салтово-маяцкой культуры Пятницкое-I (основные этапы исследования). Салтово-маяцька археологічна культура: 110 років від початку вивчення на Харьківщині 1. Харків, 14–20.

Квитковский, В.И. 2011б: Исследования на многослойном селище Пятницкое I. В сб.: Д.Н. Козак (ред.), Археологічні дослідження в Україні 2010 р. Київ–Полтава, 168–169.

Квитковский, В.И. 2012: Захоронение в круглой яме на селище Пятницкое-I. Салтово-маяцька археологічна культура: проблеми та дослідження 2. Харків, 26–29.

Ключников, В.В. 2009: Особенности строительно-хозяйственных комплексов городища Золотые Горки на Нижнем Дону. В сб.: В.В. Ключников, А.Н. Коваленко (ред.), Международные отношения в бассейне Черного моря в скифо-античное и хазарское время: сб. ст. по материалам XII Междунар. науч. конф. Ростов-на-Дону, 241–255.

Ковалевская, В.Б. 1978: Изображение коня и всадника на средневековых амулетах Северного Кавказа. В сб.: В.И. Козенкова (ред.), Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М., 111–120.

Козлов, М.М. 2013: Жертвоприношення дітей у східних слов’ян домонгольскої єпохі. Науковий вісник Миколаївського національного університету імені В.О. Сухомлинського. Сер.: Історичні науки 3.35, 65–70.

Колода, В.В. 2001: Работы на Мохначанском городище в 2000 г. В сб.: Д.Н. Козак, Н.А. Гаврилюк (ред.), Археологічні відкриття в Україні 1999–2000 рр. Київ, 129–131.

Колода, В.В. 2011: К вопросу о погребениях на поселениях (на примере богатого женского захоронения на городище Мохнач). Древности, 2011: Харьковский историко-археологический ежегодник 10. Харьков, 261–272.

Колода, В.В. 2012–2013: Жилище с парным захоронением на городище Мохнач. ХА 11, 106–115.

Королюк, В.Д. (ред.) 1981: Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

Красильников, К.И. 1991: Могильник древних болгар у с. Желтое на Северском Донце. Проблеми на прабългарската история и культура 2. София, 62–81.

Крижевская, Л.Я. 1990: Погребения животных как форма проявления первобытных верований. Конференция «Реконструкция древних верований: источники, метод, цель»: тезисы докл. Л., 44–46.

Леви-Строс, К. 1983: Структурная антропология. М.

Любичев, М.В. 2001: Об одной группе сакральных памятников поселений верхнего течения Северского Донца раннего средневековья. Вісник Харківського Національного університету ім. В. Н. Каразіна № 526. Серія «Історія». Вип. 33. Харків, 4–14.

Майко, В.В. 2003: К вопросу о локализации некрополей Тепсеньского городища. В сб.: Ю.А. Бабинов (ред.), Восток–Запад: межконфессиональный діалог: сб. науч. тр. Севастополь, 2003, 60–66.

Майко, В.В. 2004: Средневековое городище Тепсень в юго-восточном Крыму. Киев.

Майко, В.В., Пономарев, Л.Ю. 2013: Салтово-маяцкие могильники как источник по христианизации Восточного Крыма «хазарского времени». Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Археологический объект в контексте истории. Боспорские чтения XIV. Керчь, 290–295.

Марти, Ю.Ю. 1941: Разведочные работы вне городских стен Тиритаки. МИА 4 (Археологические памятники Боспора и Херсонеса), 25–36.

Матолчи, Я. 1984: Кости животных с городища, селища и могильника (1978–1979 гг.). В сб.: С.А. Плетнева (ред.), Маяцкое городище. Труды Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции. М., 237–260.

Медникова, М.Б. 2010: Обращение с головой умершего: погребальная практика древности по данным палеоантропологии. КСИА 224, 98–106.

Милютин, А.И. 1909: Раскопки 1906 г. на Маяцком городище. ИАК 29, 153–163.

Михеев, В.К. 1985: Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков.

Михеев, В.К. 1990: Погребальный обряд Красногоровского могильника салтово-маяцкой культуры. В сб.: А.Х. Халиков (ред.), Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. Казань, 1990, 45–52.

Міхеєв, В.К., Приходнюк, О.М. 1986: Пенківське поселення на Сіверському Дінці. Археологія 54, 75–82.

Могаричев, Ю.М. 2005: О некоторых вопросах истории Восточного Крыма VIII–IX вв. Сугдейский сборник II. Киев–Судак, 237–247.

Науменко, В.Е. 2009а: Амфоры. В кн.: Тиритака. Раскоп XXVI. Т. I. Археологические комплексы VIII–X вв. БИ. Supplementum 5. Симферополь–Керчь, 35–50.

Науменко, В.Е. 2009б: Столовая керамика. В кн.: Тиритака. Раскоп XXVI. Т. I. Археологические комплексы VIII–X вв. БИ. Supplementum 5. Симферополь–Керчь, 60–64.

Нессель, В.А. 2006: Керамический комплекс. В кн.: А.Б. Бернацки, Е.Ю. Кленина (ред.), Топография Херсонеса Таврического. Водосборная цистерна жилого дома в квартале VII (IX–XI вв.). Херсонесский сборник. Supplement I. Севастополь, 95–140.

Нестеров, С.П. 1990: Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск.

Нидзельницкая, Л.Ю., Кулаков, А.А. 2013: Раннесредневековое поселение Мартыново I на Нижнем Дону. В сб.: В.В. Ключников, А.А. Кулаков (ред.), Хазарские древности: сб. науч. ст. Аксай, 7–49.

Носенко, Е.З. 1990: Представления кельтов о загробном мире. ВДИ 3, 101–112.

Пархоменко, О.В. 1985: Поселение салтовской культуры у с. Жовтневое. В сб.: П.П. Толочко (ред.), Земли Южной Руси в IX–XIV вв. (История и археология). Киев, 84–94.

Петрухин, В. 2007: Болгарские амулеты в виде конников: Евразийский контекст. Проблеми на изкуството 3. София, 3–6.

Плетнева, С.А. 1959: Керамика Саркела – Белой Вежи. МИА 75 (Труды Волго-Донской археологической экспедиции II) , 212–272.

Плетнева, С.А. 1967: От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. МИА 142.

Плетнева, С.А. 1989: На славяно-хазарском пограничье (Дмитриевский археологический комплекс. М.

Плетнева, С.А. 1996: Саркел и «шелковый» путь. Воронеж.

Плетнева, С.А. 2000: Очерки хазарской археологии. М.–Иерусалим.

Плетнева, С.А. 2004: Экологичные привычки жителей Хазарского каганата. Природа 9 (1069). М., 64–68.

Плетнева, С.А., Красильников, К.И. 1990: Гончарные мастерские Маяцкого комплекса. В сб.: С.А. Плетнева (ред.), Маяцкий археологический комплекс. Материалы Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции. М., 92–139.

Пономарев, Л.Ю. 2001: Салтовский ритуальный комплекс в окрестностях Тиритаки. Взаимоотношения религиозных конфессий в многонациональном регионе: история и современность. III Международная Крымская конференция по религиоведению: тезисы докл. и сообщ. Севастополь, 30–31.

Пономарев, Л.Ю. 2002: Салтово-маяцкие погребальные памятники Керченского полуострова. БИ II, 145–158.

Пономарев, Л.Ю. 2003: Салтовское укрепление и святилище у с. Заветное. БИ III, 264–282.

Пономарев, Л.Ю. 2004: Биритуальный салтово-маяцкий могильник у поселка Эльтиген. БИ V, 445–475.

Пономарев, Л.Ю. 2008: Салтово-маяцкие поселения Керченского полуострова второй половины VIII – первой половины X вв. Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. 2008 г. II. М., 268–270.

Пономарев, Л.Ю. 2009: К археологической карте средневековых памятников восточной оконечности Керченского полуострова. БИ XXI, 490–520.

Пономарев, Л.Ю. 2011: Салтово-маяцкий плитово-грунтовый могильник поселения Героевка-2 (как один из примеров взаимодействия культур и религий на окраинах византийского мира). Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Взаимовлияние культур. Боспорские чтения XII. Керчь, 287–295.

Пономарев, Л.Ю. 2012–2013а: Зольники салтово-маяцких поселений Керченского полуострова (предварительный обзор). ХА 11, 182–203.

Пономарев, Л.Ю. 2012–2013б: О раннесредневековых плитовых и плитово-грунтовых могильниках Керченского полуострова. ХА 11, 153–181.

Пономарев, Л.Ю. 2014: Салтово-маяцкие поселения Керченского полуострова (краткий обзор по археологическим данным). ХА 12, 135–159.

Пономарев, Д.Ю. 2009: Анализ фрагментов костей из ямы № 17. В кн.: Тиритака. Раскоп XXVI. Т. I. Археологические комплексы VIII–X вв. БИ. Supplementum 5. Симферополь– Керчь, 2009, 92.

Раевский, Д.С. 2006: Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. В кн.: Д.С. Раевский, Мир скифской культуры. М., 265–574.

Рашев, Р. 2008: Българската езическа култура VII–IX век. София.

Русанова, И.П., Тимощук, Б.А. 2007: Языческие святилища древних славян. М.

Рыбаков, Б.А. 1965: Космогония и мифология земледельцев энеолита. СА 2, 13–33.

Рыбаков, Б.А. 1981: Язычество древних славян. М.

Рыжов, С.Г., Седикова, Л.В. 1999: Компексы Х в. из раскопок квартала Х «Б» Северного района Херсонеса. ХСб Х, 312–329.

Савченко, Е.И. 1986: Крымский могильник. В сб.: И.С. Каменецкий (ред.), Археологические открытия на новостройках. Древности Северного Кавказа (Материалы работ Северокавказской экспедиции. Вып. 1). М., 70–101.

Сарапулкин, В.А. 2006: Ржевский грунтовый могильник салтово-маяцкой культуры (предварительное сообщение). Археологические памятники Восточной Европы 12. Воронеж, 195–204.

Смирнов, Ю.А. 1997: Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь. М.

Соколова, З.П. 1972: Культ животных в религиях. М.

Сорочан, С.Б. 2001: О положении церкви в Крыму в VIII–IX вв. БИАС 2, 328–336.

Сорочан, С.Б. 2002: О положении церкви в Крыму в VIII–IX вв. В сб.: В.Л. Мыц (ред.), Церковная археология Южной Руси: сб. материалов междунар. конф. «Церковная археология: проблемы, поиски, открытия» (Севастополь, 2001 г.). Симферополь, 121–128.

Сорочан, С.Б. 2004а: Об opus spicatum и населении раннесредневековой Таврики. ХА 3, 117–159.

Сорочан, С.Б. 2004б: Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.). Очерки истории и культуры. Ч. 1. Харьков.

Сорочан, С.Б. 2014: «Народ фульский»: язычники или христиане? Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество и монотеизм в процессах политогенеза. XXVI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Москва, 16–18 апреля 2014 г. Материалы конференции. М., 246–250.

Тульпе, И.А. 1998: Некрополь для детей (по материалам раскопок некрополя Илурата и Китея в 1968–1998 гг.). Боспорское царство как историко-культурный феномен: материалы конф. СПб., 46–53.

Тульпе, И.А., Хршановский, В.А. 1994: Жернова на некрополе. Вещь в контексте культуры: материалы науч. конф. СПб., 108–109.

Тульпе, И.А., Хршановский, В.А. 2011: Новый комплекс хазарского времени на Илуратском плато. Боспорский феномен: Население, языки, контакты: материалы между- нар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 22–25 ноября 2011 г.). СПб., 228–236.

Флеров, В.С. 1971а: Памятники неолита и средневековья в Приазовье. В сб.: Б.А. Рыбаков (ред.), АО 1970 года. М., 102.

Флеров, В.С. 1971б: Поселение VIII–IX вв. у ст. Богоявленской. СА 2, 258–265.

Флеров, В.С. 1993: Погребальные обряды на севере Хазарского каганата (Материалы и проблемные исследования по древней и средневековой археологии юга Восточной Европы. Вып 1). Волгоград.

Флеров, В.С. 1995: Общинное хранилище (к проблеме социальных взаимоотношений в хазарском каганате). Культуры степей Евразии второй половины I тыс. н.э.: тезисы докл. науч. конф. М., 88–91.

Флеров, В.С. 2005: Обряд обезвреживания погребенных Хазарии на фоне Восточной Европы в I тыс. н.э. Степи Европы в эпоху средневековья 4. Хазарское время. Донецк, 383–405.

Флеров, В.С. 2007: Постпогребальные обряды Центрального Предкавказья в I в. до н.э. – IV в. н.э. и Восточной Европы в IV в. до н.э. – XIV в. н.э. (Труды Клин-Ярской экспедиции III). М.

Флерова, В.Е. 1996: Домашние промыслы в Саркеле – Белой Веже (по материалам коллекции костяных изделий). В сб.: Д.А. Сташенков (ред.), Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. Самара, 277–332.

Чернигова, Н.В. 2002: Исследование Верхнесалтовского городища. В сб.: Н.О. Гаврилюк (ред.), Археологічні відкриття в Україні 2000–2001 рр. Київ, 254–256.

Чибиров, Л.А. 1983: Аграрные истоки культа животных у осетин. СЭ 1, 94–102.

Чхаидзе, В.Н. 2008: Таматарха. Раннесредневековый город на Таманском полуострове. М.

Штернберг, Л.Я. 1936: Первобытная религия в свете этнографии. Л.

Щепанская, Т.Б. 1993: Собака – проводник на гране миров. ЭО 1, 71–79.