скачать PDF

Аннотация

В работе анализируется значительный пласт мифологических мотивов, отраженных в изображениях на скалах различных регионов Северной Евразии, прослежены некоторые универсальные мотивы, иконография которых сопоставлена с архаической устной традицией.

Космогонические мифы – мифы о творении, о происхождении вселенной – у различных народов мира составляют центральную группу. Основное содержание космогонических мифов – переход от первоначального хаоса к космосу, создание упорядоченной, организованной вселенной. Одиночные изображения на скалах и группы, которые могут иметь композиционную связь, при сопоставлении с фольклорными сюжетами гипотетически возможно интерпретировать как изложение символическим языком в зримых образах космогонического мифа, повествующего о сотворении вселенной. В этом мифе находят отражение определенные представления об окружающем пространстве – модели мира.

Для мифопоэтического сознания характерен образ мирового дерева, также представ- ленный в наскальном искусстве и воплощающий универсальную концепцию мира.

Зооморфные образы. Серии синкретических существ – фантастический зверь- чудовище драконо- или медведеподобный, животные с лучистыми дисками на головах – в наскальном искусстве Евразии интерпретируются как связанные с солярными культами образы, в том числе с сюжетом о преследовании, космической погоне за светилом.

Солярные изображения. Символы, обозначающие солнце, луну, реже – созвездия, указывают на существование разработанной системы солярных культов у древнего населения Евразии. Традиционная солярная символика в искусстве наскальных изображений получает наибольшее распространение в эпоху бронзы.

Транспортные средства. С представлениями о структуре вселенной можно связать изображения лодок, фантастических повозок с колесами в виде солярных символов, спиралей. Транспортные средства соотносятся с мотивами небесной погони, переправы в другой мир и пр.

Антропоморфные космогонические персонажи. В наскальном искусстве Евразии, главным образом на Енисее и в Казахстане, изображались огромные антропоморфные фигуры (великаны) гипертрофированно удлиненных пропорций. Представлены и образы женщин, интерпретируемые как значимые для понимания родовых связей. Изображался и охотник-лучник, выступающий как культурный герой; его образ может быть связан с мотивом преследования солнца.

Ключевые слова

Наскальные изображения, петроглифы, мифология, семантика, картина мира, Евразия

Дэвлет Екатерина Георгиевна – доктор исторических наук, профессор, ученый секретарь ИА РАН.

Дэвлет Марианна Арташировна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела бронзового века ИА РАН.

Абаев, В.И. 1979: Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 2. Л.

Анисимов, А.Ф. 1958: Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблема происхождения первобытных верований. М.–Л.

Березкин, Ю.Е. 2014: Об универсалиях в мифологии. В сб.: Актуальные проблемы изучения архаики: материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики» 1996-2012 гг. СПб., 237–252.

Бледнова, Н.С., Вишняцкий, Л.Б., Гольдшмидт, Е.С., Дмитриева, Т.Н., Шер, Я.А. 1998: Первобытное искусство: проблема происхождения. Кемерово.

Гацак, В.М., Деревянко, А.П., Соктоев, А.Б. 1990: Фольклор народов Сибири и Дальнего Востока: истоки и традиции. В кн.: Эвенкийские героические сказания. Новосибирск, 10–71.

Грязнов, М.П. 1977: Бык в обрядах и культах древних скотоводов. В кн.: Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М., 80–88.

Деревянко, А.П. 1986: Ожившие древности. М.

Дэвлет, М.А. 1980: Петроглифы Мугур-Саргола. М.

Дэвлет, Е.Г., Ласкин, А.Р. 2015: Петроглифы Хабаровского края: результаты мониторинга последствий паводка в 2013 году на Амуре и Уссури. Археология, этнография и ан- тропология Евразии 43, 4, 94–105.

Есин, Ю.Н. 2010: Тайна богов древней степи. Абакан.

Кубарев, В.Д. 2000: Мифологический сюжет «женщина и зверь» и его эволюция в петроглифах Алтая. В кн.: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и со- предельных территорий. Т. VI. Новосибирск, 312–317.

Кубарев, В.Д. 2011: Петроглифы Калбак-Таша I. Новосибирск.

Кызласов, Л.Р., Леонтьев, Н.В. 1980: Народные рисунки хакасов. М.

Лушникова, А.В. 2004: Модель универсума древних календарей. М.

Марьяшев, А.Н., Горячев, А.А. 2002: Наскальные изображения Семиречья. Алма-Ата.

Марьяшев, А.Н., Рогожинский, А.Е. 1991: Наскальные изображения в горах Ешкиольмес. Алма-Ата.

Новоженов, В.А. 2012: Чудо коммуникации и древнейшей колесный транспорт Евразии. Москва–Таус.

Новоженов, В.А. 2014.: Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии. Алматы.

Окладников, А.П. 1971: Петроглифы Нижнего Амура. Л.

Раевский, Д.С. 1985: Модели мира скифской культуры. М.

Рогожинский, А.Е. 2011: Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. Алматы.

Розвадовский, А. 2014: Наскальное искусство и шаманизм: феноменология, контекст и этика. Теория и практика археологических исследований 2 (10), 57–71.

Савинов, Д.Г. 2007: Ритуальный предмет / изображение (о дифференцированном подходе к изучению). В кн.: Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. Екатеринбург–Сургут, 88–95.

Скрынникова, Т.Д. 1989: Термины сакральности: тибето-монгольские параллели. В сб.: Двадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае»: тез. докл. Ч. 1. М., 181–185.

Советова, О.С. 1990: К вопросу о семантике среднеенисейских петроглифов скифского времени. В кн.: Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 168–173.

Советова, О.С., Ладыгина, Ю.М. 2015: Тема плодородия в наскальном искусстве Минусинской котловины. Вестник Кемеровского ГУ 2 (62). Т. 6, 151–156.

Черемисин, Д.В. 2015: Об интерпретации одного сюжета в петроглифах Алтая эпохи бронзы («женщина-дом» и «одноногий» у порога). В сб.: С. Хансена, В.И. Молодина (ред.), Искусство бронзового века. Материалы междунар. симпозиума. Новосибирск.

Швец, И.Н. 2014.: Об антропоморфных изображениях казахстанских петроглифов эпохи бронзы. В кн.: В.А. Новоженов, А.В. Епимахов (ред.). Таинство этнической истории древнейших номадов степной Евразии. Алматы, 294–299.

Шер, Я.А. 1980: Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.

Шер, Я.А. 1998: Коррида. В кн.: Первобытное искусство. Кемерово, 95–100.

Шер, Я.А. 2004: Спорные вопросы изучения первобытного искусства. Археология, этнография и антропология Евразии 2 (18). Новосибирск, 36–52.

Шимкевич, П.П. 1896: Материалы для изучения шаманства у гольдов. Хабаровск.

Devlet, E.G., Laskin, A.R. 2015: Petroglyphs of Khabarovsk territory: the impact of the 2013 Amur and Ussuri fl ooging. Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia 43, 4, 94–105.