скачать PDF

Аннотация

В статье впервые анализируется рассказ А.П. Чехова «Красавицы» в аспекте романтической концепции красоты. Автор статьи убедительно доказывает, что две части чеховского рассказа соотносятся между собой как два поэтических представления о красоте, отражающие особенности мировосприятия человека «золотого века» русской литературы и человека двадцатого столетия. Красота в чеховском рассказе предстает как отблеск идеала, абсолюта так же, как у поэтов-романтиков, но разная иерархия времени и вечности кардинально отличает концепцию красоты Чехова. Романтическая концепция утверждала красоту как торжество вечности и доказательство бесссмертия души. У Чехо- ва над вечностью торжествует время, показанное как дурная бесконечность. Между че- ловеком и вечностью, знаком которой выступает красота, в чеховском рассказе возникает непреодолимая преграда, разрушить которую романтикам помогала эстетическая способ- ность «посвященной» личности – Поэта, Художника, воспринимающего счастье и даже несчастье как промысел божий и не нуждающегося в доказательстве красоты; но в отличие от лирического героя романтиков, герои Чехова – сплошь «непосвященные». «Непосвя- щенность» - характерная черта новой эпохи, пришедшей на смену XIX веку. Целостность и гармоничность, изящность и эстетичность представлений о мире сменились скучной мозаичной картиной восприятия жизни. Чехову оказывается чужда телеологичность ро- мантических взглядов Жуковского и Пушкина. Редкие случайные проблески красоты в чеховском мире, вопреки романтической концепции, обнаруживают полное отсутствие в земной жизни целесообразности и даже смысла вообще. Показывая общее и особенное в восприятии красоты разными эпохами, Чехов опирается на традиции поэзии Пушкина и Жуковского и предваряет концепцию красоты поэтов-символистов, в частности Блока.

Ключевые слова

русская литература, XIX век, А.П. Чехов 

Т.Е. Абрамзон*, Т.Б. Зайцева**, С.В. Рудакова***, * Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ** Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., *** Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Абрамзон, Т.Е. 2010: «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносова. Опыт комментария просветительской энциклопедии. М.

Балухатый, С.Д. 1930: Библиотека Чехова. В кн.: Н. Ф. Бельчиков (ред.), Чехов и его среда. Л., 197–423.

Блок, А.А. 1997–2014: Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М.

Гусихина, Н.П. 2005: А.П. Чехов и русская поэзия XIX века: дисс. .. канд. филол. наук. Тверь.

Жилякова, Э.М. 1999: В.А. Жуковский и А.П. Чехов. В сб.: О.Н. Бахтина, Н.Е. Разумова, Н.Ж. Ветшева (ред.), Проблемы литературных жанров. Ч. 1. Томск, 126–135.

Жуковский, В.А. 1959–1960: Собрание соч.: в 4 т. М.– Л.

Зайцева, Т.Б. 1996: А.П. Чехов и И.А. Гончаров: проблемы поэтики: автореф. дисс. ..канд. филол. наук. СПб.

Зайцева, Т.Б. 2003: Повесть А.П. Чехова «Черный монах» в контексте «Золотого века» русской литературы. В сб.: Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе. Магнитогорск, 300–304.

Зайцева, Т.Б. 2011: Концепт «Любовь» в творчестве А.П. Чехова (для антологии «художественные константы русской литературы»). ПИФК 3, 705–710.

Зайцева, Т.Б. 2012а: Чехов и Киркегор о любви-воспоминании. Филологические науки. Вопросы теории и практики 5, 82–87.

Зайцева, Т.Б. 2012б: Драма Чехова «Три сестры» как парафраза стихотворения Лер-

монтова «Три пальмы». Филологические науки. Вопросы теории и практики 7. 1, 90–93.

Лапушин, Р.Е. 2011: «Красавицы». В кн.: В.Б. Катаев (ред.), А.П. Чехов. Энциклопедия. М., 111–112.

Лулудова, Е. 2001: Баллады Жуковского и «Черный монах» Чехова (материалы к текстологическому комментарию). В сб.: В.Б. Катаев (ред.), Молодые исследователи Чехова. Вып. 4. М., 363–367.

Назиров, Р.Г. 2005: Чехов против романтической традиции (К истории одного сюжета). В сб.: Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Уфа, 42–57.

Паперный, 3.C. 1973: Чехов и романтизм. В кн.: К истории русского романтизма. М., 437–505.

Пушкин, А.С. 1937–1959: Полное собрание сочинений: в 16 т. М. – Л.

Рудакова, С.В. 2013: Основные образно-семантические категории поэтического мира Е.А. Боратынского. Магнитогорск.

Сухих, И.Н. (ред.) 2002: А.П. Чехов: pro et contra. М.

Федоров, Ф.П. Пространственно-временная структура стихотворения А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). В сб.: Пушкин и русская литература. Рига, 4–14.

Чехов, А.П. 1974–1983а: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. М.

Чехов, А.П. 1974–1983б: Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. М.