Журнал «Проблемы истории, филологии, культуры» №1, 2015

  • Мунчаев Р. М. (Москва) — Г. А. Кошеленко — выдающийся антиковед современности (к 80-летию со дня рождения) [3]

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

КАВКАЗ

АНТИЧНАЯ НУМИЗМАТИКА

ПЛЕМЕННОЙ МИР

HELLENISTIC ART ON THE IRANIAN PLATEAU: MOVEMENT OF OBJECTS, MOVEMENT OF PEOPLE

P. Callieri

Сложная тема мобильности хорошо иллюстрируется распространением на Иранском плато артефактов эллинистического технического и стилистического характера. У этого распространения есть свое происхождение как в движении объектов, связанных с торговлей на международных путях, так и в перемещении мастеров, следовавших за основанием в азиатских сатрапиях художественных мастерских, использовавших эллинистический язык. Стилистический язык эллинистического средиземноморского koinè может, фактически, быть освоен только через прямую передачу ремесла, в отличие от иконографических моделей, избегающих простой имитации. От скульптуры до нумизматики и глиптики, артефакты, использующие этот язык, последовательно имеют высокий технический уровень и демонстрируют натуралистическое видение, отмеченное специфической иллюзионистской концепцией пространства, совершенно отличные от артефактов, происходящих от других традиций в местных языках, не только в Азии, но также и в Средиземноморском бассейне. Связь этих артефактов с политической и социальной элитой, подтверждающая их бесспорно придворный характер, следует, фактически, считать одним из фундаментальных элементов для правильной оценки этого «лингва франка», не знающего ни этнических, ни культурных границ. Поэтому на Иранском плато присутствие эллинистического искусства в основном связано с изысканными клиентами из греко-македонской элиты, а также представителей иранского правящего класса, признавших исключительную роль этого выражения как языка власти в конце I тыс. до н.э. Иногда присутствие эллинистических артефактов на Иранском плато можно отнести к импорту или на местной мастерской. Автор дает обзор проблемы и приводит некоторые наиболее представительные образцы различных типов мобильности. Он настаивает на понятии ремесленной традиции, играющей фундаментальную роль в распространении подхода, использующего натуралистический стиль

Ключевые слова: Иран, эллинистическое искусство, ремесла, традиции, импорт, мастерские, мобильность

37 ans apres «Rodina Parfjan»: quelques reflexions sur la fonction des monuments de Vieille Nisa

Grenet F.

В своей книге «Родина парфян» (Москва, 1977 г.) Геннадий Андреевич Кошеленко инициировал новый этап в размышлениях о городище Старая Ниса, внимательно и критически пересмотрев выводы, приведенные в «Трудах ЮТАКЭ», опубликованных в 1950-х гг. Поль Бернар, несмотря на несогласие с некоторыми его выводами, опубликовал хвалебную рецензию в “Studia Iranica”. С тех пор, благодаря полевым исследованиям, осуществленным в 1979-2006 гг. экспедициями из Москвы, Санкт- Петербурга, Ашхабад и Турина, было получено много новых материалов и опубликовано большое число работ. Целью настоящей статьи является повторная оценка гипотез об основных сооружениях Старой Нисы, среди которых:

Красное здание, близко сопоставимое с аристократическими домами в Ай Ха-нум, вероятно, зал приемов;

Красный зал — по-прежнему предмет оживленных дискуссий относительно его архитектуры (кирпичный купол или пирамидальная крыша с деревянным каркасом?) и его назначения (зал приемов или мемориальное сооружение Митридата I, чья статуя стояла здесь?);

Квадратный зал, вероятно, здание для публичных аудиенций;

Башенное сооружение, сопоставимое с мавзолеем в Галикарнасе, и, что более правдоподобно, с āyazan Frahātakān, упоминаемой на остраках;

Квадратный дом, со временем превращенный в сокровищницу, но изначально здание для царских пиров, согласно интересному предложению А. Инверницци. Сравнения предложены на основе функций сооружений, расположенных в центральной части Ай Ханум.

Ключевые слова: Ниса, Ай Ханум, парфянское искусство, āyazan

New Research on Takht-I Sangin. The General Context of the Location

Gelin M.

Городище Тахт-и Сангин на юге современного Таджикистана и на севере древней Бактрии, расположено на правом берегу Амударьи на узкой полоске земли между горой Тешик Тош на западе и рекой на востоке. Раскопки на памятнике осуществляли несколько экспедиций, сосредоточившихся, главным образом, на храме Окса (III в до н.э. — II в. н.э.).

Французско-Таджикская Ассоциация (Институт истории, археологии и этнологии Академии наук Таджикистана и Национальный центр научных исследований Фран- ции) осуществил предварительные исследования в 2014 для уточнения характера и эволюции городской территории, с целью получения дополнительных данных о бактрийских городах, из которых наиболее близкими географически и хронологи- чески являются Бактры, Ай Ханум, Термез. Были предприняты топографические и геофизические исследованиясь, которые мы намерены продолжить, дополнив их гео- морфологическими и геологическими исследованиями. Одновременно был осущест- влен разведочный маршрут с целью последующих археологических раскопок на двух крепостных валах (наиболее близких к храму). Эти исследования находятся пока на ранней стадии, но они позволяют надеяться на хорошие результаты с продолжением наших исследований.

Ключевые слова: Тахт-Сангин, древняя Бактрия, храм Окса, городская территория, фортификация, геофизика

Mithridates I’s Conquest of Western Greek-Bactria

Lerner J.D.

В статье предложен возможный маршрут вторжения Митридата I, который вторгся в Греко-Бактрию, вслед за более ранними подобными кампаниями Александра Великого и Антиоха III. Это позволяет автору выяснить, какие регионы страны и у кого были захвачены. Полученный результат дает ключ к новой реконструкции парфянско-бактрийских отношений во II в. до н.э.

Ключевые слова: Митридат I, Греко-Бактрия, Евкратид I, Александр Македонский, Антиох III

A Bearded Tyche for Phraates II

Invernizzi A.

Борода, наложенная на лицо Тюхе на троне на тетрадрахмах парфянского царя Фраата II – это знак высокого ранга богини, которая в восточных терминах может быть уподоблена парфянской Нане/Нанайе. Изображение относится к концепции андрогинности Божества в «допотопные» времена, которое известно в религиях Ближнего Востока и Египта с древнейших времен. На Западе оно имеет значимые фигурные прецеденты поклонения образу бородатой Афродиты на Кипре и в Греции в архаическое время. Самая поздняя по времени бородатая богиня изображена на миниатюре из Раджастана XVIII века.

Ключевые слова: парфянская иконография, парфянские монеты, парфянская религия, андрогинные богини, Тюхе, Нана

Children and Magic. A Glimpse of Some Terracotta Figurines from Seleucia on the Tigris

Lippolis C., Menegazzi R.

Большое разнообразие терракот из Селевкии, изображающих детей, свидетельствует о глубоком воздействии греческой культуры, поскольку этот сюжет чрезвычайно редок в до-эллинистической Месопотамии. Некоторые данные наводят на мысль об особом смысле и (или) назначении, по крайней мере, некоторых из детских статуэток. Более того, небольшая группа их демонстрирует интересную деталь: полый открытый рот, вырезанный миниатюрным инструментом после извлечения статуэтки от формы.

Ключевые слова: эллинистическая Месопотамия, Селевкия на Тигре, терракотовые статуэтки, изображения детей

Археологический ландшафт Дашлинского оазиса и его историческая интерпретация

Пилипко В.Н. (Москва)

Дашлинский оазис – уникальный историко-культурный объект. Его освоение началось во второй половине II тыс. до н.э. и продолжалось до III в. н.э. После этого данная местность никогда не осваивалась земледельцами. Сохранившийся микрорельеф позволяет проследить основные закономерности его развития на протяжении столь длительного времени.

Ключевые слова: Средняя Азия, Туркменистан, историческая география, эпоха раннего железа, античность

История и основные проблемы археологического изучения Средний Азии «Ахеменидского» времени (на примере территорий юга современного Узбекистана)

Мокробородов В.В.

В статье, состоящей из двух частей, освещаются первые этапы археологического изучения юга Средней Азии «ахеменидской» эпохи (VI-IV вв. до н.э.) в дореволюционный и советский периоды. Рассматриваются вопросы сложения систем периодизаций, детально показывается история открытия и исследования памятников середины I тысячелетия до н.э. юга современного Узбекистана, приводятся сведения о подобных работах на сопредельных территориях. Во второй части характеризуются исследования археологических памятников Южного Узбекистана в постсоветский период.

Ключевые слова: история археологического изучения, Узбекистан, Средняя Азия, Ахеменидская эпоха

Предварительные материалы археологических работ 2014 г. на крепости – Узундара

Двуреченская Н.Д. (Москва)

В 2013 -2014 году были проведены археологические исследования на бактрийской крепости Узундара. Памятник расположен в горах Байсуна на вершине Сузистага и перекрывает возможный проход с территории Согда через ущелье Узундара в Бактрию. О важном военно-стратегическом назначении Узундары свидетельствует мощная фортификация и само место расположения. Крепость, по всей видимости, представляла собой один из компонентов сети приграничных фортификационных сооружений, включая Бактрийскую стену, расположенную в 7 км к северу от Узундары в районе  Железных ворот.

Крепость Узундара – ромбовидная в плане с подтреугольной в плане цитаделью и с выносными отрезками дополнительных стен. Она имеет одиннадцать башен. Крепость возведена из камня на глиняном растворе, имеет площадь более 2 га. Полученный в ходе работ материал позволил определить, что памятник относится к эллинистической эпохе. Основная часть полученных материалов датируется III в. до н.э. Сохранность памятника и полученные материалы разведки продемонстрировали исключительную перспективность дальнейших исследований крепости Узундара в рамках изучения материальной культуры Бактрии эпохи эллинизма.

Ключевые слова: Крепость Узундара, эллинизм, Бактрия, пограничная система фортификации, Антиох I, Евтидем I

Ornamenta regia – Pегалии Александра Македонского в 330 – 323 гг.

Ольбрихт М.Я.

Александр принял основные элементы иранского платья и ахеменидские регалии, но не все их детали понятны. Источники согласны с тем, что Александр был одет в пурпурный иранской хитон с белой оторочкой, пояс и диадему. Частью царского наряда был также kandys. Такой иранский элемент как пояс вошел в обращение в период диадохов. Все элементы платья, принятые Александр с 330 г. до н.э., были мидийского происхождения (хитон, kandys, тиара с диадемой, пояс). Традиционный персидский костюм, состоящий в основном из длинной мантии, использовался при Ахеменидах для дворцовых церемоний, в то время как мидийское платье было типичным для войны и охоты.

Элементы иранского одеяния как артефакты одежды македонян появляются с периода диадохов. Так, на саркофаге Александра царь (изображенный в сцене битвы) одет в иранский хитон с облегающими рукавами и иранский плащ. Подобным образом одетый македонянин, иногда идентифицируемый как Гефестион, изображен на беотийском шлеме. В росписи гробницы Кинча македонский всадник облачен хитон иранского стиля. Согласно писателям традиции Вульгаты, Александр уговорил своих друзей (hetairoi) носить иранское платье. Одежда включала в себя плащи kandys и двойные хитоны, как это видно на всех македонских всадниках, т.е. hetairoi, изображенных  на саркофаге Александра.

Ключевые слова: Александр, иранская культура, реформы в Парфии, македоняне, иранцы

Восточные кампании Антиоха IV Эпифана (165-164 гг. до н.э.): прерванный великий поход

Новиков С.В.,  Анохин А.С.

Статья посвящена анализу комплекса источников, связанных с восточной экспедицией Антиоха IV (165—164 гг. до н.э.). Авторы приходят к выводу, что поход, как ранее подобные мероприятия Селевка II и Антиоха III, был призван укрепить позиции державы в удаленном регионе Средней Азии (в Парфии), однако из-за смерти царя оказался прерван еще на начальном этапе. В ходе работы также были выявлены новые детали одного из самых ярких эпизодов экспедиции — неудачной попытки ограбления храма Артемиды-Нанайи в Сузах.

Ключевые слова: Селевкиды, Антиох IV, Селевк II, Средняя Азия, Парфия, Артемида-Нанайя, Сузы

К истории христианства в Мерве

Никитин А.Б.

Вполне возможно, что христиане впервые появились в Мерве, столице Северного Хорасана, уже в конце I - начале II в. н.э. Распространение христианства на восток было тесно связано с развитием международной торговли. Мерв, важный центр культуры и торговли, играл заметную роль в распространении христианства в восточные земли. Следует, однако, различать легендарную и аутентичную традиции, касающиеся основания местных христианских общин. Средневековые христианские хронографы, как правило, были склонны к удревнению истории некоторых известных общин, возводя их происхождение к апостолам, если не к самому Иисусу. Характерным примером является История Бар Шаббы, основателя христианской общины Мерва. Епископ Бар Шабба служил в Мерве в конце IV в. н.э., в царствование Шапура II. Успех его миссии подтверждается археологическими данными (при Йездигирде I, в 399-420 гг. н.э., в Мерве даже чеканились бронзовые монеты с изображением креста). В более поздней традиции, он стал ассоциироваться с Шапуром I (III в.), и история христианского Мерва приобрела все свойства легенды.

Ключевые слова: Мерв, христианство, миссионеры, Бар Шабба

Царские надписи фунаньской эпохи

Захаров А.О.

В статье анализируются три санскритские надписи K.5, K.40 и K.875, относящиеся к царству Фунань и сообщающие о его политическом устройстве и религиозной обстановке.

Ключевые слова: Фунань, эпиграфика, политогенез, индианизация

Геродот 2000 лет спустя

Суриков И.Е.

Публикуется в русском переводе интересный греческий литературный памятник – «Речь царя персов Темира». Под Темиром имеется в виду не кто иной, как Тимур (Тамерлан). Хотя текст создан в поздневизантийскую эпоху (первая половина XV в.), он во всех отношениях (язык, историческое мироощущение, риторические приемы) полностью следует античным традициям.

Ключевые слова: Греция, Восток, Византия, историописание, риторика, Тимур

Пергамская эллинистическая столовая посуда в Северном Причерноморье (краткий обзор)

Журавлев Д.В.

Эллинистический Пергам был одним из наиболее важных торговых партнеров для античных государств Северного Причерноморья, а столовая посуда и другие керамические изделия всегда присутствовали среди объектов торговли.  В научной литературе России и Украины пергамская эллинистическая керамика известна значительно лучше любой другой группы столовой посуды, в первую очередь, благодаря работам Т.Н.Книпович. Судя по некоторым публикациям отечественных исследователей, едва ли не каждый второй краснолаковый северопричерноморский сосуд был изготовлен в Пергаме. Сегодня очевидно, что несмотря на то, что общее число пергамских сосудов в Причерноморье не так велико, как виделось Т.Н.Книпович и ее последователям, количество находок пергамских керамических изделий в регионе весьма значительно. В статье рассмотрены основные группы пергамского эллинистического керамического импорта: чернолаковая керамика, изделия типа WestSlope, лагиносы с белой облицовкой, рельефная керамика и светильники, пергамская сигиллата и сосуды с аппликативными рельефами. Влияние пергамской керамической традиции на местное производство керамики в Северном Причерноморье очевидно, например, при изготовлении сосудов с аппликативными рельефами.

Пергамский керамический импорт присутствует в Северном Причерноморье со второй четверти III в. до н.э., и увеличивается с середины II в. до н.э. Массовое производство столовой посуды и ее широкий импорт были связаны с сильным римским влиянием после того, как Пергам стал частью римской провинции Азия в 129 г. до н.э. Наибольший же пик столовой посуды пергамского производства приходится на последнюю четверть II – первую  половину I в. до н.э.

Ключевые слова: Пергам, эллинистическая керамика, техника WestSlope, пергамская sigillata, рельефная керамика, аппликативные рельефы, торговля

Погребения II в. н. э. из могильника Нейзац

Храпунов И.Н.

Могильник Нейзац расположен в центре Крымских предгорий. Подавляющее большинство могил датируется III-IV вв. н.э. и относится к крымскому варианту позднесарматской культуры. На северной окраине могильника открыт небольшой участок с погребениями II в. н.э. Два из них публикуются в данной статье. Они относятся к крымскому варианту среднесарматской археологической культуры. Главный исторический вывод, который вытекает из исследования раннего участка некрополя Нейзац, заключается в том, что процесс перехода сарматов к оседлому образу жизни в крымских предгорьях и, как следствие, возникновение грунтовых могильников типа нейзацкого, начался раньше, чем принято было думать, а именно во второй-третьей четвертях II в. н. э.

Ключевые слова: Крым, могильник Нейзац, сарматы, погребальные сооружения

Ахемениды и Боспор: (историографический аспект проблемы)

Завойкин А.А.

В статье рассматриваются попытки исследователей осмыслить взаимосвязи государства Ахеменидов и Боспора, на которые имеются намеки косвенных источников. Одни ученые склоняются к их интерпретации в качестве свидетельств непосредственной политической зависимости от Персии со времени скифского похода Дария I (или раньше) и до понтийской экспедиции Перикла. Другие считают, что контакты между ними ограничивались почти исключительно экономической сферой или же, что влияние Персии на государство Спартокидов имело «общий» характер, т.е. некоторые формы и принципы политической и административной организации монархии Ахеменидов послужили парадигмой для формирующегося режима единоличной власти боспорских тиранов. Надежно засвидетельствованный «аномально» высокий уровень взаимоотношений (в том числе – дипломатических) этих двух контрагентов в V—IV вв. до н.э. заставляет думать о том, что основным (если не единственным) предметом их взаимоотношений мог стать хлебный экспорт Боспора. Ахемениды были заинтересованы в нем не как в источнике продовольствия, а в качестве инструмента давления на греческие центры (прежде всего, Афины), зависящие от поставок товарного хлеба.

Ключевые слова: Боспор, Археанактиды, Спартокиды, монархия, Персидская держава, политическая зависимость, дипломатия, Афины, товарный хлеб

Новые материалы к изучению древнейшей истории Пантикапея: о времени основания апойкии и к локализации раннего теменоса

Толстиков В.П.

В статье анализируется новейшая информация относительно датировки основания Пантикапейской апойкии, надежно фиксирующая время сооружения первых построек на Верхнем плато горы Митридат первой четвертьюVIв. до н.э. Приводятся керамические материалы из ранних слоев, впервые открытых на Новом Верхнем Митридатском раскопе. Кроме того, публикуется обзор различных категорий находок, сделанных на Верхнем плато горы Митридат, как в прежние годы, так в период с 2010 по 2013 гг., подтверждающих, по мнению автора, гипотезу о существовании здесь с середины – третьей четвертиVIв. до н. э.  древнейшего теменоса Пантикапея и, вероятно, всего Европейского Боспора.

Ключевые слова:  Пантикапейская апойкия, время основания Пантикапея, древнейшие слои Пантикапея, ранний теменос

Сырцовый кирпич (по материалам Фанагории)

Кузнецов В.Д.

Статья посвящена использованию сырцового кирпича в Фанагории в архаическое и раннеклассическое время. Этот строительный материал являлся основным ‒ практически все здания в городе в рассматриваемый период были построены из сырцового кирпича. Одной из причин такого положения дел был дефицит камня на Таманском полуострова. Кирпичи, использовавшиеся в строительстве, различались своим качеством. Некоторые из них содержали повышенное количество песка, что приводило к преждевременной деформации стен. Размеры кирпичей далеко не всегда удается зафиксировать. Тем не менее, некоторые постройки дают их точные размеры: 0,52 х 0,45 х 0,07 м; 0,46 х 0,42 х 0,05 м; 0,57 х 0,42 х 0,07 м.

Ключевые слова: сырцовый кирпич, строительные материалы, Фанагория

Лепная керамика из раскопок объекта 464  в Фанагории

Кузьмина Ю.Н., Камелина Г.А.

В работе публикуются фрагменты лепных сосудов из объекта 464 (конец VI – вторая четверть V в. до н.э.), исследованного в 2012-2013 г. в центральной части Фанагории. Эта публикация особенно актуальна в связи с бытовавшим до недавнего времени мнением о том, что в слоях VI-IV вв. до н.э. лепная керамика отсутствует. Состав находок из объекта неординарен. Это многочисленные миниатюрные светильники, аттические чернофигурные чаши для питья и пр. Размеры здания (более 100 кв. м) и особенности его местоположения свидетельствуют о том, что объект 464 - одна из наиболее ранних монументальных общественных построек Фанагории. Она начала свое существование во второй половине VI – начале V в. до н.э. и была разрушена пожаром, связанным с военными действиями во второй четверти V в. до н.э.

Ключевые слова: античность, Боспорское царство, Фанагория, лепная керамика

Фанагорийский склеп из римского бетона

Ворошилова О.М.

В статье рассматривается единственная известная на сегодняшний день в Фанагории семейная усыпальница, возведенная из римского бетона. Эта гробница являлась основным захоронением кургана. Публикуемый бетонный склеп соответствует большинству признаков, характерных для каменных семейных усыпальниц римской эпохи из Фанагории. Он представлял собой монолитное сооружение с четырьмя стенами, плавно переходящими в свод, вход располагался в западной стене. Внутренняя поверхность стен склепа была оформлена в виде рустованных каменных блоков. Склеп был ограблен в древности. Скорее всего, публикуемая семейная усыпальница из римского бетона, принадлежала к одному из дорогостоящих типов погребальных сооружений первых веков нашей эры

Ключевые слова: Азиатский Боспор, Фанагория, некрополь, римский бетон, погребальный обряд, склеп, курган

Синкретические женские божества на ювелирных изделиях из Фанагории и Горгиппии первых веков н.э. и некоторые наблюдения об иконографии Афродиты урании на Боспоре

Трейстер М.Ю.

Статья посвящена небольшой группе ювелирных изделий I–II вв. н.э., найденных на территории Азиатской части Боспора и украшенных тисненными в матрицах изображениям бюстов женских божеств. Сочетание атрибутов Артемиды и Тюхэ в изображении богини на щитке броши из Фанагории позволяет нам атрибутировать его как синкретический образ Артемиды-Тюхэ. До сих пор подобные изображения женского божества с атрибутами Артемиды и Тюхэ на ювелирных изделиях из Северного Причерноморья не встречались.

Анализ иконографии изображений на предметах из Горгиппии, которые часто связывают с образом Афродиты Урании, не позволяет однозначно определить, какое же божество изображено на них. Анализ иконографии Афродиты Урании на Боспоре показывает, что изображения на пластинах погребальных венков и щитке броши из Горгиппии не имеют ничего общего с ней. Есть все основания предполагать, что эти образы имели прототипы в монументальном искусстве. Вероятнее всего, в данном случае, мы имеем дело с синкретическим образом, сочетающим в себе атрибуты Афродиты и Артемиды. Совершенно очевидный синкретический характер вполне соответствует современным представлениям о культовой практике Боспора первых веков н.э., в частности о синкретизме культа боспорской Афродиты, а также наблюдениям о многообразной («поливалентной») сущности Афродиты, в том числе и военной.

Ключевые слова: Боспор, Фанагория, Горгиппия, Афродита Урания, Артемида, иконография

Крупный рогатый скот Фанагории античного времени

Добровольская Е.В.

При исследовании животноводства античного населения Северного Причерноморья постоянно возникает задача восстановления физического облика животных по остеологическим фрагментам, обнаруженным при археологических раскопках. Cтадо крупного рогатого скота античной Фанагории было представлено в основном невысокими животными с достаточно мощным жевательным аппаратом, среди которых преобладали коровы, волы и быки были достаточно многочисленны. Можно сделать вывод, что стадо Фанагории было многочисленным, мясо-молочного направления и что в округе, видимо, было хорошо развито зерноводство. Об этом свидетельствует большой процент быков и волов, а так же большой процент сильно изуродованных тяжелым физическим трудом фаланг этих животных.

Ключевые слова: Фанагория, крупный рогатый скот, матаподии, античность

Влияние плодородия почв на пространственное распределение античных поселений Европейского Боспора

Гарбузов Г.П.

В статье на основе сравнения природного плодородия современных почв Керченского полуострова и пространственного распределения античных поселений делается заключение о заметной зависимости структуры античной поселенческой системы Европейского Боспора от плодородия современных почв. Исходной информацией для проведенного в статье анализа послужили почвенные карты Керченского полуострова масштаба 1:200000 и недавно опубликованный каталог поселений Европейского Боспора IV–I вв. до н.э.

Ключевые слова: Европейский Боспор, античность, сельская территория, система поселений, почвы, Керченский полуостров.

Δαρενης ατροπον: маршрут византийского посольства Зимарха по Средней Азии и Кавказу

Ртвеладзе Э.В.

Статья посвящена локализации ряда географических наименований, упомянутых в описании маршрута византийского посольства Зимарха от ставки тюркского кагана Дизавула у горы Эктаг до города Трапезунта в грузинской Лазике. Особое внимание уделяется уточнению так называемой Даринской дороги (Δαρενης ατροπον), которая по мнению автора проходила вдоль Боргустанского хребта (Даринские высоты) по долине р. Подкумок от г. Кисловодска до перевала Гум-баши в верховьях этой реки.

Ключевые слова: Средняя Азия, Северный Кавказ, Севастополис, Даринская дорога, р. Кофин, аланы, согдийцы, холиаты

По великой абхазской (келасурской) стене: от р. Келасур до р. Улыс и проблема восточного конца

Требелева Г.В., Юрков Г.Ю.

В 2013 г и 2014 гг. авторами были проведены археологические разведки в восточной Абхазии (в Гульрипшском, Очамчирском, Ткварчальском и Гальском районах). Фиксация всех объектов велась с помощью приемника GPS, с внесением всех данных в ГИС археологических памятников Абхазии. На участке от р. Келасур до р. Улыс было зафиксировано 185 башен. Все полученные результаты были сопоставлены с данными Ю.Н. Воронова. Направление прохождения Келасурской стены восточнее р. Улыс рассматривается по-разному. Большинство исследователей, вслед за И. Адзинба, отмечают маршрут через укрепления Оджиху и Реч-Абаа, расположенные в селе Чхортол Ткварчальского р-на до р. Ингур. Иной путь прохождения стены предложен И. Лихачевым – через Бедию, не доходя до вышеназванных укреплений. В связи с этим расхождением, нами еще в 2013 г. были изучены укрепления Оджиху и Реч-абаа. В итоге, можно точно сказать, что наиболее популярный вариант прохождения стены, представленный Ю.Н. Вороновым, опирающимся на более ранние исследования  И. Адзинба не верен. В дальнейших изысканиях следует больше обратить внимания на вариант, представленный в карте И. Лихачева, и искать «восточный конец» Келасурской стены однозначно западнее данных крепостей.

Ключевые слова: Келасурская стена, укрепления Реч-Абаа и Оджиху, Чхортольский комплекс

Диоскуры Дильберджина

Гаибов В.А.

В статье на основе росписей «храма Диоскуров» в Дильберджине рассматривается вопрос о распространении культа Диоскуров на эллинистическом Востоке. В условиях малочисленности и разрозненности других категорий источников большое значение приобретают нумизматические материалы. Они свидетельствуют о большой популярности этого культа в рассматриваемом регионе. Впервые изображение Диоскуров появляется на монетах первых селевкидских царей. Значительную популярность он приобретает в Греко-Бактрийском царстве. Монетный тип с Диоскурами присутствует в чекане парфянских царей, а также среди монет так называемой индо-скифской чеканки. Наконец, последняя (по хронологии) группа монет с изображениями Диоскуров появляется на эллинистическом Востоке в чекане Гондофара. Применительно к изображениям из Дильберджина высказывается предположение, что здесь Диоскуры являются лишь аколитами главного божества храма, скорее всего Афины. Высказывается также предположение, что этот культ является отражением в религиозной сфере политического института соправительства.

Ключевые слова: Диоскуры, Дильберджин, Селевкиды, Греко-Бактрия, Парфия, индо-скифы, монетный чекан

О ранних монетных выпусках греко-бактрийских правителей

Смирнова Н.М.

В статье рассматривается история вопроса о дате отделения Греко-Бактрийского царства от Селевкидов, а также о начале чеканки и атрибуции и интерпретации ранних выпусков греко-бактрийских царей. Установление независимости Бактрии происходит в период с правления Антиоха II до времени, когда появляются монеты с именем Диодота II. Этот процесс мог занимать 10 или 15 лет и завершился мирным договором между Антиохом III и Евтидемом I, по которому Бактрии была предоставлена независимость. Дж. Якобссон и Д. Зенг интерпретируют царский портрет на монетах коммеморативной серии в честь Антиоха Никатора как портрет нового царя Бактрии, но эта точку зрения опровергают результаты поштемпельного анализа чеканки Диодота, который проведели С. Коваленко, Ф. Холт и Б. Крит.

Ключевые слова: Греко-бактрийское царство, монетная чеканка, поштемпельный анализ, атрибуция монет, стиль царского портрета

О некоторых возможностях использования количественных методов при анализе нумизматического материала музейных коллекций

Стрелков А.В.

Аномальное количество афинских бронзовых монет I периода (классификация по системе Дж. Кролла) в коллекции отдела нумизматики Государственного исторического музея позволяет предполагать включение в ее состав какаго-то монетного клада. Возможно, эти монеты попали в музей после революции 1917 года.

Ключевые слова: Афины, бронзовые монеты, монетный клад, Отдел нумизматики ГИМ

Актуальные вопросы нумизматики Ольвии (IV-III вв. до н.э.)

Туровский Е.Я. (Севастополь)

В статье рассматриваются вопросы хронологии первых трёх серий крупной чеканенной меди Ольвии. Выводы по датировкам монет основаны на находках монет на археологических памятниках, подсчетах числа имен магистратов и анализе перечеканок новых монет из старых. Первые медные монеты чеканились в Ольвии в самом начале IV в. до н.э.

Ключевые слова: Ольвия, чеканка, хронология

Репертуар восточноевропейского скифского звериного стиля, типы изображений и категории украшаемых изделий

Канторович А.Р.

Статья представляет основные результаты статистического анализа массива изображений восточноевропейского скифского звериного стиля (2169  оригинальных изображений) с точки зрения распределения их образно-видовой принадлежности по изобразительным типам и категориям украшаемых предметов материальной культуры. Основу репертуара составляют мегаобразы хищников, копытных, птиц (в основном хищных) и синтетических существ. Изобразительная стандартизация и канонизация в первую очередь осуществлялись при реализации мегаобраза хищной птицы, во вторую очередь - при воплощении образов копытных животных, в особенности оленя. В меньшей мере стандартизация свойственна разработке изображений хищников и синкретических существ. Более двух третей изображений оформляют или украшают предметы конского снаряжения и вооружения.

Ключевые слова: Восточноевропейский вариант скифского звериного стиля, репертуар, статистика