скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена проблеме интерпретации редкой практики, заключавшейся в нетипичном использовании имен некоторых божеств, которыми цари майя классического периода (III–X вв. н.э.) могли называть себя в монументальных текстах. От царских коронационных имен, зачастую также являвшихся теофорными, выделенные автором имена отличаются тем, что могли записываться в ряду царских титулов. По мнению автора, эту форму употребления имен божеств следует рассматривать в контексте такого явления классической культуры майя как ритуальная имперсонация божеств. Синтаксис надписей, в которых встречаются такие имена, аналогичен синтаксису фраз, описывающих ритуальную имперсонацию, которые состоят из имени божества и специальной «формулы имперсонации» ˀub’aahil ˀaˀn, стоящей перед ним. Кроме того, божества, чьи имена используются как титулы царей, сами по себе тесно связаны с имперсонацией. Особый аспект солярного божества Ухук-Чапат-Цʼикин-Кʼинич-Ахав несколько раз встречается в качестве одного из царских наименований, и именно его в классический период представители знати имперсонировали, по всей видимости, чаще других божеств. Второе имя, которое можно встретить в качестве титула – Хун-Ахав-Кʼух – принадлежит одному из божественных близнецов, его имперсонация связана с игрой в мяч, что становится ясно как по данным эпиграфики, так и по данным иконографии. Существование в классических текстах майя «краткой» формы описания имперсонации, когда фиксируется только имя божества без имперсонационной формулы, может объяснить нетипичное использование имен божеств в царской титулатуре.

Ключевые слова

Майя классического периода, имперсонация божеств, формула имперсонации, ономастика, царские титулы, мифология майя.

Белобородов Никита Константинович – аспирант кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Белобородов, Н.К.: Конструкции с формулой имперсонации в надписи на иероглифиче- ской лестнице из Сабана-Пилетас (штат Кампече, Мексика). В сб.: Г.Г. Ершова (ред.), X Кнорозовские чтения. Древние цивилизации Старого и Нового Света. Сборник трудов международной научной конференции. М. (в печати)

Beloborodov, N.K.: Konstruktsii s formuloy impersonatsii v nadpisi na ieroglifi cheskoy lestnitse 1 iz Sabana-Piletas (shtat Kampeche, Meksika) [Constructions with the formula of impersonation in the inscription of the Sabana Piletas hieroglyphic stairway (Campeche State, Mexico)]. In: G.G. Ershova (red.), X Knorozovskie chteniya: Drevnie tsivilizatsii Starogo i Novogo Sveta, Sbornik trudov mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [X Knorozov Readings: Ancient Civilizations of the Old World and the New World. Proceedings of the international scientifi c conference]. Moscow. (in press)

Беляев, Д.Д., Токовинин, А.А. 2005: Сакральная власть майяских царей (I–IХ вв. н.э.). В сб.: Д.М. Бондаренко, Л.А. Андреева, А.В. Коратаев (ред.), Сакрализация власти в истории цивилизаций. М., 127–139.

Beliaev, D.D., Tokovinin, A.A. 2005: Sacral’naya vlast’ mayyaskikh tsarey (I–IХ vv. n.e.) [Sacred power of maya kings (the 1st–9th centuries AD)]. In: D.M. Bondarenko, L.A. Andreeva, A.V. Korotaev (eds.), Sakralizatsiya vlasti v istorii tsivilizatsiy [Sacralization of power in the history of civilizations]. Moscow, 127–139.

Beliaev, D., Davletshin, A., Vepretskii, S. 2019: New Glyphic Appellatives of the Rain God. In: H. Kettunen (ed.), Tiempo detenido, tiempo sufi ciente: Ensayos y narraciones mesoamericanistas en homenaje a Alfonso Lacadena García-Gallo. Couvin, 351–371.

Beliaev, D., Tokovonine A., Vepretskiy, S., Luin C. 2013: Los monumentos de Tikal. In: D. Beliaev, M. de León Antillón (eds.), Proyecto Atlas epigráfi co de Petén. Fase I. Informe Final No.1. Temporada abril-mayo 2013. Guatemala, 37–170.

Boot, E. 2005: Continuity and Change in Text and Image at Chichén Itzá, Yucatán, Mexico: A Study of the Inscriptions, Iconography, and Architecture at a Late Classic to Early Postclassic Maya Site. Leiden.

Grube, N. 2004: Akan – The God of Drinking, Death and Desease. In: D. Graña-Behrens, C.M. Prager, F. Sasche, S. Teufel, E. Wagner (eds.), Continuity and Change: Maya Religious Practices in Temporal Perspective (Acta Mesoamericana 14). Markt Schwaben, 59–76.

Grube N., Gaida M. 2006: Die Maya: Schrift Und Kunst. Berlin–Köln.

Grube, N., Pallán Gayol, C., Benavides Castillo A. 2011: The Hieroglyphic Stairway of Sabana Piletas, Campeche. In: S. Merk (eds.), The Long Silence. Sabana Piletas and its Neighbours: An Architectural Survey of Maya Puuc Ruins in Northeastern Campeche, México (Acta Mesoamericana 21). Markt Schwaben, 251–261.

Helmke, C., Awe, J.J., Morton, S.G., Iannone, G. 2015: The Text and Context of the Cuychen Vase, Macal Valley, Belize. In: C. Golden, S. Houston, J. Skidmore (eds.), Maya Archaeology 3, 8–29.

Houston, S.D., Stuart, D. 1996: Of gods, glyphs, and kings: divinity and rulership among the Classic Maya. Antiquity 70, 289–312.

Houston S., Doyle, J., Stuart, D., Taube, K. 2016: Sun, Night, Earth, and Stone: The Politics of Belief on a Classic Maya Lintel: The 21st European Maya Conference. Moscow.

Hvidtfeldt, A. 1958: Teotl and Ixiptlatli: Some Central Conceptions in Ancient Mexican Religion. Copenhagen.

Lacadena, A., 2004. On the reading of two appellatives of the rain God. In: D. Graña-Behrens, C.M. Prager, F. Sasche, S. Teufel, E. Wagner (eds.), Continuity and Change: Maya Religious Practices and Temporal Perspective (Acta Mesoamericana 14). Markt Schwaben, 87–98.

Lacadena, A., 2009: Apuntes para un estudio sobre literatura maya antigua. In: A. Gunsenheimer, T. Okoshi Harada, J.F. Chuchiak (eds.), Text and context: Yucatec Maya literature in a diachronic perspective. Aachen, 31–52.

López Oliva, M. 2015: Las personifi caciones de dioses y seres sobrenaturales de Yaxchilán. Revista Española de Antropología Americana 45, 2, 313–334.

López Oliva, M. 2018: El controvertido caso de la personifi cación (ub’aahil aˀn) de Huk Te’ Ajaw en las vasijas mayas del Clásico Tardío. In: J.J. Batalla Rosado, J.L. De Rojas, L. Pérez Lugones (eds.), Códices y cultura indígena en México. Homenaje a Alfonso Lacadena García- Gallo. Madrid, 465–489.

Martin, S., Fialko, V., Tokovinine, A., Ramírez, F. 2015: Contexto y texto de la estela 47 de Naranjo-Sa’aal, Petén, Guatemala. In: B. Arroyo, L. Méndez Salinas, G. Ajú Álvarez, (eds.), XXIX Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala 2015, II. Guatemala, 615–628.

Nehammer Knub, J., Thun, S., Helmke, C. The Divine Rite of Kings: An Analysis of Classic Maya Impersonation Statements. In: G. Le Fort, R. Gardiol, S. Matteo, C. Helmke (eds.), The Maya and their Sacred Narratives: Text and Context in Maya Mythologies (Acta Mesoemaricana 20). Markt Schwaben, 177–195.

Safronov, A., Beliaev, D. 2017: La epigrafi a de Uaxactun despues de un siglo, 1916-2016. В кн.: Arroyo, B., Méndez Salinas, L., Ajú Álvarez, G. (eds.), XXX Simposio de Investigaciones Arqueologicas en Guatemala 2016. Guatemala, 515–528.

Stone, A. 1991: Aspects of Impersonation in Classic Maya Art. In: M.G. Robertson, V.M. Fields (eds.), Sixth Palenque Round Table. Norman, 194–202.

Stuart, D. 1996: Kings of stone. A consideration of stelae in ancient Maya ritual and representation. In: RES: Anthropology and Aesthetics 29/30, 148–171.

Stuart, D. 1998. “The Fire Enters His House”: Architecture and Ritual in Classic Maya Texts. In: S.D. Houston (ed.), Function and Meaning in Classic Maya Architecture. Washington, 373–425.

Stuart, D. 2005a: Ideology and Classic Maya kingship. In: D. Schwartz, V.L. Scarborough (eds.), A Catalyst for Ideas: Anthropoligical Archaeology and the Legacy. Santa Fe, 257–286.

Stuart, D. 2005b: The Inscriptions from Temple XIX at Palenque. San Francisco.

Stuart, D., 2016: More on the Paddler Gods, https://mayadecipherment.com/2016/07/28/moreon- the-paddler-gods/

Stuart, D., 2017: A Note on the Sign for TZ’IHB, “Writing, Painting”, https://mayadecipherment. com/2017/05/01/a-note-on-the-sign-for-tzihb-writing-painting

Taube, K. 2003. Maws of Heaven and Hell: The Symbolism of the Serpent and the Centipede in Classic Maya Religion. In: A. Ciudad Ruiz, Humberto M. Ruz, M.J. Iglesias Ponce de León, (eds.), Antropología de la eternidad: la muerte en la cultura maya. Madrid, 405–442.

Tokovinine, A. 2002: Divine Patrons of the Maya Ballgame, http://www.mesoweb.com/features/ tokovinine/Ballgame.pdf

Townsend, R.F. 1979: State and cosmos in the art of Tenochtitlan. In: Studies in Pre-Columbian Art and Archaeology 20, 1–78.

Velasquez García, E. 2010: Naturaleza y papel de las personifi caciones en los rituales mayas, según las fuentes epigráfi cas, etnohistóricas y lexicográfi cas. In: A.Ciudad Ruiz, M.J. Iglesias Ponce de León, M. Sorroche Cuerva (eds.), El ritual en el mundo maya: de lo privado a lo público. Madrid, 203–233.

Zender, M., 2010. Baj “Hammer” and Related Affective Verbs in Classic Mayan. The PARI Journal XI, 2, http://www.mesoweb.com/pari/journal/archive/PARI1102.pdf