скачать PDF

Аннотация

Коллекция античной скульптуры Эрмитажа обладает особыми чертами, предопределившими критерии подхода к изучению древнегреческого искусства в рамках эрмитажного собрания. Ввиду отсутствия в собрании музея монументальной пластики эллинов VI – начала V в. до н.э., исследование архаического стиля возможно на примере оригинальных бронз, миниатюрные размеры которых не искажают ясности статуарного канона. Специфика крупномасштабных памятников древности становится понятной благодаря древнеримским произведениям, воспроизводящим в свободной манере стилистику оригиналов эпохи архаики. В результате складывается широкое представление об основных параметрах архаического языка и главных статуарных типах архаического периода – скульптурах куросов и кор.

Ключевые слова

Государственный Эрмитаж, античная скульптура, музейные коллекции, греческая скульптура, архаика

Бузунова Ирина Валентиновна – методист Научно-методического сектора Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа.

Билимович, З.А. 1964: Три архаические бронзы из коллекции Эрмитажа. В сб.: Тезисы докладов на Юбилейной научной сессии. Октябрь 1964: К 200-летию Эрмитажа. 1764–1964. Л., 24–26.

Билимович, З.А. 1973: Античная художественная бронза. Каталог. Л.

Вальдгауер, О.Ф. 1915: Пифагор Регийский. Петроград.

Вальдгауер, О.Ф. 1923: Античная скульптура. Петроград.

Горбунова, К.С. Саверкина, И.И. 1975: Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эр- митажа. Л.

Давыдова, Л.И. 2000: Архаический курос из раскопок на острове Березань. В сб.: С.Л. Со- ловьев (ред.), Античное Причерноморье. Сборник статей по античной археологии. СПб, 140–143.

Жебелев, С.А. Мальмберг, В.К. 1907: Три архаические бронзы из Херсонесской губернии (Материалы по археологии России. 32). СПб.

Кизерицкий, Г.Е. 1901: Музей древней скульптуры. СПб.

Круглов, А.В. 2008: Венера Гримани-Нани. В сб.: Е.Н. Ходза, А.М. Бутягин (ред.), Антич- ный мир. Искусство и археология (ТГЭ.Т. XLI). СПб, 158–182.

Круглов, А.В. 2014: Неизвестное об известном. О происхождении рельефа «Гибель Нио- бид». В сб.: А.В. Конивец (ред.), 250 историй про Эрмитаж. Сборник статей: в 3-х т. Т. 2. СПб., 12–16.

Саверкина, И.И. 1982: Две архаистические скульптуры в собрании Эрмитажа. В сб.: Худо- жественные изделия античных мастеров. Сборник статей. Л., 97–100.

Саверкина, И.И. 1986: Греческая скульптура V в. до н.э. в собрании Эрмитажа. Каталог. Л.

Boardman, J. 1985: Greek sculpture: The Classical Period. London.

Boardman, J. 1996: Greek sculpture: The Archaic Period. London.

Buschor, E. 1935: Altsamische Standbilder. Berlin.

Charbanneaux, J. 1958: Les bronzes grecs. Paris.

Dumont, A. Chaplain, J. 1888-1890: Les céramiques de la Grèce propre. Vol. I–II. Paris.

Fullerton, M.D. 1994: Book reviews Glyptothek, Munchen. Katalog der Sculpturen Bd. VI. AJA 98.2, 378–380.

Jeffery, L. 1976: Archaic Greece. The City-States 70–500 B.C. London.

Kruglov, A. 2005: The Collection of works in Archaistic Style in the Hermitage Museumʼs Department of Classical Antiquities. In: S.Solovyov (red.), Archaic Greek Culture: History, Archaeology Art and Museology. Saint Petersburg, 46–50.

Maffei, S. 1732: Verona illustrate. Verona.

Langlotz, E. 1946–1947: Bemerkungen zu einem Basaltkopf in München. In: Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts 61/62, 95–111.

Paciaudi, P.M. 1946–1947: Monumenta Peloponessia. Vol. I–II. Roma.

Paribeni, E. 1763: Museo Nazionale romano. Roma.

Richter, M.-G. 1968: Korai. Archaic Greek Maidens. London.

Richter, M.-G. 1970: Kouroi. Archaic Greek Youths. London.

Rolley, C. 1998: Le sculpture grecque. Paris.

Ridgway, B.S. 1970: The Severe Style in Greek Art. Princeton.

Stewart, A. 1990: Greek Sculpture. London.