скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена аспектам царской идеологии властителя античной Коммагены Сама II, правившего в 130–100 гг. до н.э. Основываясь на нумизматических источниках, автор рассматривает сущность идеологии царя Коммагены, характеризуя каждый ее аспект. Самом II чеканилось два типа бронзовых халков. На аверсе первого типа изображен царь в венце, украшенным солнечными лучами, а на реверсе прочеканена фигура стоящей крылатой богини царской славы и воинской удачи Ники с венком в правой руке и пальмовой ветвью в левой. Автор полагает, что аверс монеты первого типа копирует лицевую сторону серебряных тетрадрахм селевкидского царя Антиоха VI Неоса Диониса (144–142 гг. до н.э.), а фигура Ники является широко распространенным образом в официальном эллинистическом и постэллинистическом искусстве с эпохи Александра Великого (336–323 гг. до н.э.). В целом автор статьи думает, что на первом типе монет Сама II Коммагенского представлена сцена инвеституры, в которой Ника венчает царя веком славы и удачи. Кроме того, коммагенский царь, вероятно, отождествлялся с греческим богом солнца и справедливого порядка Гелиосом или, скорее, с его местным аналогом Аполлоном-Гелиосом, игравшим важную роль в царской идеологии правящего дома Коммагены примерно до 65–64 гг. до н.э., когда началось строительство святилища царского и династического культов на горе Нимрул-Даг. Титул Сама II «Справедливый» также связан с его попыткой предстать перед подданными в образе солнечного божества. На втором типе халков Сама II Коммагенского на аверсе прочеканен профиль этого царя в остроконечной иранской тиаре, которую носили многие иранские и полуиранские цари эллинистического Востока, а на реверсе – тирс греческого бога вина, виноделия и плодородия Диониса, очень популярного в период эллинизма на Востоке. Поэтому автор считает, что изображение тирса Диониса отражает еще один аспект царской идеологии Сама II Коммагенского, связанный с Дионисом, по которому царь является гарантом плодородия и материального процветания государства. Таким образом, автором выделяются два аспекта идеологии царя Коммагены Сама II: солярный и дионисийский, – связанных с представлениями о Золотом Веке. Однако автор полагает, что Сам II не был обожествлен, так как носил титул «Богобоязненный». В целом эпоха Сама II являлась начальным этапом развития царского культа в античной Коммагене.

Ключевые слова

Эллинизм, Коммагена, Сам II, Ника, Гелиос, Аполлон-Гелиос, Дионис, идеология

Обухов Сергей Владимирович – младший научный сотрудник кафедры истории древнего мира Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Абакумов, В.В. 2008: Серебряные монеты Селевкидов. М.

Абрамзон, М.Г. 1995: Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М.

Альбаум, Л.И. 1960: Балалык-Тепе. К истории материальной культуры и искусства Тохаристана. Ташкент.

Амиранашвили Ш.Я. 1950: История Грузинского искусства. Т.1. М.

Аракелян, Б.А. 1976: Очерки по истории искусства древней Армении (VI в. до н.э. – III в. н.э.). Ереван.

Артамонов, М.И. 1966: Сокровища скифских курганов. Прага–Л.

Блаватский, В.Д. 2008: Греческая скульптура. М.

Вальдгауэр, О.Ф. 1907: Портреты Александра Великого. М.

Варданян, Р.Е. 1985: Культура и идеология парфянского царства по нумизматическим данным (проблемы периодизации): автореф. дис…. канд. ист. наук. Л.

Вощинина, А.И. 1962: Античное искусство. М.

Галанина, Л.К. 1980: Курджипский курган. Памятник культуры Прикубанья IV в. до н.э. Л.

Голенко, К.В. 1974: Аристарх Колхидский и его монеты. ВДИ 1, 105–110.

Голубцова, Е.С. 1977: Идеология и культура сельского населения Малой Азии I–III вв. н.э. М.

Дальский, А.Н. 1937: Театрально-зрелищные действия на Крите и в Микенах. М.–Л.

Даркевич, В.П. 1976: Художественный металл Востока VIII–XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. М.

Дибвойз, Н.К. 2008: Политическая история Парфии. СПб.

Егоров, А.Б. 2002: Антоний и Клеопатра. Рим и Египет: встреча цивилизаций. СПб.

Зелинский, Ф.Ф. 2010: История античных религий. Ростов-на-Дону.

Зограф, А.Н. 1951: Античные монеты. МИА 16. М.-Л.

Кагаров, Е.Г. 1913: Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. СПб.

Кагаров, Е.Г. 1934: Шаманизм и явления экстаза в греческой и римских религиях. М.-Л.

Кошеленко, Г.А., Сердитых, З.В. 1986: Царский культ в Греко-Бактрии. В сб.: Г.А. Кошеленко (ред.), Идеология и культура в раннеклассовых формациях. М., 3–30.

Кравчук, А. 1973: Закат Птолемеев. М.

Литвинский, Б.А. 2000: Гелиос в храме Окса. ВДИ 1, 57–64 рис.

Лордкипанидзе, Г.А. 1970: К истории древней Колхиды. Тбилиси.

Лосев, А.Ф. 1957: Античная мифология. М.

Лосев, А.Ф. 1991: Дионис. Мифы народов мира 1, 380–382.

Луконин, В.Г. 1977: Искусство древнего Ирана. М.

Максимова, М.И. 1954: Надгробие из Херсонеса. СА XIX, 221–230.

Марков, А.К. 1892: Неизданные арсакидские монеты. СПб.

Массон, М.Е., Пугаченкова, Г.А. 1954: Оттиски парфянских печатей из Нисы. ВДИ 4, 159– 169, рис. 1–50.

Машкин, Н.А. 1946: Эсхатология и мессианизм в последний период Римской Республики. Изв. АН СССР. Сер. ист. и фил. 5, 441–460.

Миронов, А.М. 1911: Изображения богини Победы в греческой пластике. Казань.

Неверов, О.Я. 1980: Художественное ремесло эпохи Римской империи (I в. до н.э. – IV в. н.э.). Каталог выставки. Л.

Неверов, О.Я. 1981: Культура и искусство античного мира. Л.

Неверов, О.Я. 1983: Геммы античного мира. М.

Обельченко, О.В. 1992: Культура античного Согда. М.

Обухов, С.В. 2012: Антиох I Коммагенский и Аполлон-Митра-Гелиос-Гермес (по материалам Немруд-Дага). В сб.: И.А. Ладынин (ред.), Восток, Европа, Америка в древности: сб. науч. трудов XVII Сергеевских чтений 2. М., 108–115.

Попов, А.А. 2008: Греко-Бактрийское царство. СПб.

Пугаченкова, Г.А. 1962: Образ Чаганианского правителя на терракотовом медальоне из Халчаяна. ВДИ 2, 88–95.

Пугаченкова, Г.А. 1966: Халчаян. Ташкент.

Пугаченкова, Г.А. 1971: Скульптура Халчаяна. М.

Пугаченкова, Г.А. 1979: Искусство Бактрии эпохи кушан. М.

Пугаченкова, Г.А., Ремпель, Л.Н. 1982: Очерки искусства Средней Азии. М.

Рапопорт, Ю.А. 1978: К вопросу о дионисийском культе в священном дворце Топрак-Калы. В сб.: И.Р. Пичикян (ред.), Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока. М., 275–284.

Сапрыкин, С.Ю. 1983: Золотая пластина из Горгиппии. ВДИ 1, 68–78.

Сапрыкин, С.Ю. 2009: Религия и культы Понта эллинистического и римского времени. М.–Тула.

Саркисян, Г.Х. 1966: Обожествление и культ царей и царских предков в Древней Армении. ВДИ 2, 3–26.

Тахо-Годи, А.А. 1991: Гелиос. Мифы народов мира 1, 271.

Тахо-Годи, А.А. 1992: Ника. Мифы народов мира 2, 217.

Толстов, С.П. 1962: По древним дельтам Окса и Яксарта. М.

Раппопорт, Ю.А., Неразик, Е.Е. (ред.) 1984: Топрак-Кала. Дворец. М.

Тревер, К.В. 1940: Памятники Греко-Бактрийского искусства. М.–Л.

Тревер, К.В. 1961: Бактрийский фалар с изображением Диониса. ТГЭ 6, 98–109 рис.

Трофимова, А.А. 2012: Imitatio Alexandri. Портреты Александра Македонского и мифологические образы в искусстве эпохи эллинизма. СПб.

Чернышов, Ю.Г. 2013: Древний Рим: мечта о Золотом Веке. М.

Шлюмберже, Д. 1985: Эллинизированный Восток. М.

Штаерман, Е.М. 1987: Социальные основы религии Древнего Рима. М.

Элиаде, М. 2014: Шаманизм и архаические техники экстаза. М.

Babelon, E. 1890: Les Rois de la Syrie, ďArmenie et de Commagene. Paris.

Bartolomaei, I.A. 1926: Monnaies des Arsacides. Werscheinlich zur einer projectirten Monographie. Berlin.

Bragantini, I., Sampaolo, V. 2011: La Pittura Pompeiana. Napoli.

Brögelmann, E. 1974 (1927): Hellenistiche Mysterienreligionen. Osnabrück.

Callatay, F. (eds.) 1993: Sylloge Nummorum Graecorum, Great Britain, IX, British Museum, Part 1: The Black Sea. London.

Ellerbrock, U. 2013: Religiöse Ikonographie auf parthischen Münzen: Der Einfl uss politisch-gesellschaftlicher Veränderungen auf das Bild der Göttin Tyche im parthischen Reich. Iranica Antiqva XLVIII, 253–311, abb. 1–18.

Farnell, L.R. 1909: The Cults of the Greek States. Vol. V. Oxford.

Gardner, P.M.A. 1877: Parthian Coinage. London.

Gardner, P.M.A. 1879: A new coins from Bactria. London.

Gardner, P.M.A. 1886: The Coins of the Greek and Scythic Kings of Bactria and India in the British Museum. London.

Genkins, G.K. 1959: Recent acquisitations of greek coins by the British Museum. Numismatic Chronicle VI XIX, 30–37, pl. V–VI.

Head, B.V. 1911: Historia Numorum. A Manual of Greek Numismatic. Oxford.

Heinen, H. 2003: Die Geschichte des Hellenismus. Berlin.

Herzfeld, E. 1941: Iran in the Ancient East. London–New York.

Houghton, A., Lorber, C., Hoover, O. 2002: Seleucid Coins. A Comprehensive Catalogue. Part II. Seleucus IV through Antiochus XIII. Lankaster–London.

Humann, K., Puchstein, O. 1890: Reisen in Kleinasien und Nordsyrien. Berlin.

Jessen, N. 1912: Неlios. RE 8 1, 58–93.

Καρέτσου, Α. (eds.) 2000: Κρητη-Αιγυπτος. Πολιτισμικοί δεσμοί τριών χιλιετιών. Κατάλογος. Ηρακλειο.

Kreissig, H. 1980: Die Monarchische Ideologie in der Hellenistischen Epoche (Speziell im Seleukidenreich) und ihre Vorgeschichte. In: M.A. Levi (eds.), Actes du colloque Interrnational sur Ľ Idéologie Monarchique dans Ľantiquite. Cracovie-Mogilany du 23 au 26 octobre 1977. Cracovie, 117–128.

Ľ Orange, H.P. 1947: Apotheosis in ancient Portraiture. Oslo.

Muccioli, F. 2013: Gli epiteti uffi ciali dei re ellenistici. Bologna-Ravenna.

Regling, K. 1924: Die Antike Münze als Kunstwerk. Berlin.

Regling, K. 1932: Dynastenmünzen von Tyana, Morima und Amisa in Kappadokien. Zeitschrift fur Numismatik 42 1–2, 1–23, Taf. I.

Rose, B.Ch. 2013: A new Relief Antiochus I of Commagene and other stone sculpture from Zeugma. In: W. Aylwerd. (eds.), Excavations at Zeugma. Conducted by Oxford Archaeology. California, 220–231, fi g. 1–2.

Rosenfield, J.M. 1967: The Dynastic Arts of the Kushans. Berkeley-Los Angeles.

Rostovtzeff, M.I. 1932: Seleucid Babylonia: Bullae and Seals of Clay. Yale Classical Studies III, 1–114, pl. I–XI.

Saladino, V. 1977: Iscrizioni del territorio di Cosa. Epigraphica 39, 145–148.

Schauenberg, K. 1955: Helios. Archäologisch-mythologische Studien über den antiken Sonnengötter. Berlin.

Sellwood, D. 1983: Partian Coins. In: E. Yarshater, H. Kevorkian (eds.), Cambridge History of Iran. 3 (1). The Seleucid, Parthian and Sassanid Periods. Cambridge, 279–298, pl. 1–9. Tarn, W.W. 1932: Alexander Helios and Golden Age. Journal of Hellenic Studies XXII 2, 135– 160.

Wagner, J. 1975: Neue Funde zum Götter und Königskult unter Antiochos I von Kommagene. Antike Welt. Kommagene. Zeitschrift für Archaologie und Urgeschichte 6, 51–59, 75–86 abb.

Waldmann, H. 1973: Die Kommagenischen Kultreformen unter König Mithradates I Kallinikos und seinem Sohne Antiochos I. Leiden.

Young, J.H. 1964: Commagenian Tiaras: Royal and Divine. American Journal of Archaeology 68 1, 29–34, pl. 11–13.