скачать PDF

Аннотация

В результате аккумуляции конструктивных и композиционных достижений анатолийской архитектуры к середине XV в. в турецком зодчестве сложился особый тип мусульманских культовых зданий – «большая османская мечеть». Наивысшего расцвета тип зальной купольной мечети достиг в работах зодчего Синана и его последователей, ассоциируясь с «великолепным веком» Османского государства. «Большие османские мечети» отличаются образным единством и на уровне эмблемы используются для визуального маркирования сразу нескольких смысловых рядов. Постоянное тиражирование (вплоть до начала XXI в.) и использование в качестве инструмента политической риторики превратили архитектурный образ турецкой купольной мечети в международный бренд, закрепленный в литературе и в официальной символике, служащий узнаваемым индикатором османской государственности и культуры. Архитектурные достоинства турецкой мечети и визуальная эффектность ее образа привели к его активному использованию в современной мусульманской архитектуре вне Турции, в том числе и в России, часто без учета связанных с ним идеологических коннотаций.

Ключевые слова

Архитектура Турции, Стамбул, мечеть, Синан, политическая риторика, брендинг

Кононенко Евгений Иванович – кандидат искусствоведения, зав. сектором искусства стран Азии и Африки Государственного института искусствознания.

Бродский, И. 1985: Путешествие в Стамбул. Континент 46, 67–111.

Буланов, А.В. 2013: Бренд 2.0. От философии к практике. М.

Буркхардт, Т. 2010: Искусство ислама. Язык и значение. Таганрог.

Грошев, И.В., Краснослободцев, А.А. 2013: Особенности создания и продвижения бренда на международном рынке. Проблемы современной экономики 2, 205–211.

Ибрагимов, И.А. 2011: Архитектура современных российских мечетей. Академический вестник УралНИИпроект РААСН 2, 53–58.

Капферер, Ж.-Н. 2007: Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда. М.

Кононенко, Е.И. 2014а: В ожидании «суперпроекта»: ориентиры турецкой мечети. Азия и Африка сегодня 4, 63–68.

Кононенко, Е.И. 2014б: Турецкая мечеть: между неоклассикой и не-классикой. Искус- ствознание 3–4, 155–182.

Кононенко, Е.И. 2014в: Фактор исламской благотворительности в турецком градострое- нии. Исламоведение 4, 73–79.

Кононенко, Е.И. 2015а: Анатолийские мечети Великих Сельджуков: архитектурные и по- литические ориентиры. Искусствознание 3–4, 140–160.

Кононенко, Е.И. 2015б: Еще раз о «проблеме сельджукского искусства». Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение 3, 66–77.

Кононенко, Е.И. 2015в: Мечети Артукидов: почти забытая страница анатолийской архи- тектуры. Художественная культура 2, 136–155.

Кононенко, Е.И. 2016а: Архитектурный заказ Сельджуков Рума как инструмент политиче- ской риторики. Вестник СПбГУКИ 2, 173–176.

Кононенко, Е.И. 2016б: Мечеть Юч Шерефели в Эдирне и ее место в османской архитек- туре. Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение 4, 36–51.

Кононенко, Е.И. 2016в: Османский архитектурный историзм и поиски национального сти- ля. Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение 1, 92–103.

Ле Корбюзье, 1991: Путешествие на Восток. М.

Мориер, Дж. 1970: Похождение Хаджи Бабы из Исфагана. М.

Памук, О. 2006: Стамбул. Город воспоминаний. М.

Панкрухин, А.П. (ред.) 2010: Маркетинг. Большой толковый словарь. М.

Смирнов, В.Д. 1876: Турецкая цивилизация, ее школы, софта, библиотеки, книжное дело. Из поездки в Константинополь, летом 1875 г. Вестник Европы 8, 26–30.

Стародуб, Т.Х. 2004: Сокровища исламской архитектуры. М.

Шукуров, Ш.М. 2002: Образ Храма. М.

Шукуров, Ш.М. 2007: Византия и Ислам. Преодоление чуждости. Формирование циви- лизационных отношений. В кн.: Т.Е. Морозова (ред.), Искусство Востока. Вып. 3. Сравнительное изучение традиций. М., 106–122.

Шукуров, Ш.М. 2014: Архитектура современной мечети. Истоки. М.

Юзефович, Т. 1869: Договоры России с Востоком, политические и торговые. СПб.

Crane, G. 2009: Art and Architecture 1300–1453. In: K. Fleet (ed.), The Cambridge History Of Turkey. Volume I: Byzantium to Turkey, 1071–1453. Cambridge, 266–352.

Crane, H. 1987: Some Archaeological Notes on Turkish Sardis. Bulletin of the American Schools of Oriental Research 4, 43–58.

Kiel, M. 2009: The incorporation of the Balkans into the Ottoman Empire. In: K. Fleet (ed.), The Cambridge History Of Turkey. Volume I: Byzantium to Turkey, 1071–1453. Cambridge, 138–191.

Kuban, D. 2011: Sinan’s Art and Selimiye. Istanbul.

Kuran, A. 1968: The Mosque in Early Ottoman architecture. Chicago.

Kuran, А. 1987: Sinan, The Grand Old Master of Ottoman Architecture. W.–Istanbul.

Lindner, R.P. 2009: Anatolia 1300–1451. In: K. Fleet (ed.), The Cambridge History Of Turkey. Volume I: Byzantium to Turkey, 1071–1453. Cambridge, 102–137.

Necipoglu, G. 2005: The Age of Sinan: Architectural Culture in the Ottoman Empire. L.

Ozgules, M. 2008: Sinan’s Sculptural Architecture in Istanbul. Karlsruhe.