скачать PDF

Аннотация

Казахи на территории России являются коренным народом и населяют приграничные с Республикой Казахстан субъекты Федерации. История вхождения казахов в состав Российского государства началась с 1730-х гг. В то время российское подданство приняли казахи Младшего и Среднего Жузов, потомки которых сегодня населяют Южный Урал. За все время их пребывания в составе России происходили межэтнические контакты, которые сопровождались процессом интеграции казахов в российское сообщество. Бывшие номады переходили на оседлость, основывали собственные населенные пункты и селились в одних поселках вместе с русскими, нагайбаками и другими. Между различными этническими группами происходил культурный обмен. На протяжении XX в. в этнической среде казахов региона наблюдались два параллельных процесса. С одной стороны, шла интеграция в российское сообщество, с другой – оказывало влияние государственное спонсирование развития казахской идентичности. Представляет научный и практический интерес изучение соотношения степени адаптации казахов в российском сообществе и сохранения их этнического своеобразия. Исследования проводились на территории Нагайбакского р-на Челябинской обл., где сосредоточена одна из наиболее многочисленных компактных групп казахов региона. Настоящая статья включает два раздела. В первом дана этнодемографическая характеристика по материалам переписи 2010 г. Во втором рассмотрены уровни самоидентификации и культурные особенности народа. Методом анкетирования были опрошены казахи нескольких населенных пунктов Нагайбакского р-на. Одной из главных маркирующих в самоидентификации исследуемой группы является конфессиональная. Другими важными уровнями самоидентификации являются политический, географический и собственно этнический.

Ключевые слова

Казахи Челябинской области, родоплеменная структура, идентичности, демография, религия, традиционная культура

Атнагулов Ирек Равильевич – кандидат исторических наук, заведующий лабораторией археологии, этнографии и историко-культурного туризма НИИ ИАФ Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.

Атнагулов, И.Р. 2007а: Нагайбаки: опыт комплексного историко-этнографического ис- следования хозяйства и материальной культуры второй половины XIX – начала XX века. Магнитогорск.

Атнагулов, И.Р. 2007б: Религиозная идентичность нагайбаков: история формирования и современное состояние. ПИФК 18, 305–312.

Атнагулов, И.Р. 2015а: Идентичности нагайбаков: генезис, структура, динамика. Челя- бинск.

Атнагулов, И.Р. 2015б: Структура нагайбакских идентичностей: история и факторы фор- мирования. Уральский исторический вестник 2 (47), 133–143.

Атнагулов, И.Р. 2016: Нагайбаки: от сословия к этносу (К вопросу о генезисе идентично- сти). Археология, этнография и антропология Евразии 44 (1), 137–146.

Всероссийская перепись населения 2010 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php

Попов, Н. 1861: В.Н. Татищев и его время. М.

Рычков, П.И. 1762а: Топография Оренбургская, то есть: обстоятельное описание Орен- бургской губернии, сочиненное коллежским советником и Императорской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым. Ч. I. СПб.

Рычков, П.И. 1762б: Топография Оренбургская, то есть: обстоятельное описание Орен- бургской губернии, сочиненное коллежским советником и Императорской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым. Ч. II. СПб.

Старостин, А. 2010: Российский город Троицк – город на границе тюркского и славян- ского миров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fergananews.com/ articles/6477