скачать PDF

Аннотация

В эпоху становления христианства как государственной религии в Ранней Византии особое место занимали женщины. Они были проводниками идей христианства в реальную повседневную жизнь любой православной семьи. Науке известны частые переходы знатных женщин в ряды служительниц церкви – монахинь, диаконис. Это историческое явление характеризует религиозную сторону жизни представительниц привилегированного сословия – стремление к духовному и нравственному совершенству. Существовало несколько направлений деятельности знатных женщин без принятия духовного сана: благотворительность, строительство и благоустройство монастырей, помощь больным, бедным. На благотворительную деятельность тратились колоссальные суммы, иногда сопоставимые в процентах к величине всей казны империи. Память о многих таких женщинах сохранилась в веках. Они почитаемы и сегодня.

Их примеры социальной мобильности имеют общеисторическое значение для понимания социальной и общественной иерархии. Социальная мобильность осуществлялась не только посредством служения церкви, но и с помощью брака, посредством приближения к императорскому двору. Социальный статус женщины определялся в соответствии с социальным статусом мужа либо семьи. В истории Ранней Византии существует множество примеров, когда императором избирался крестьянин, добившийся значительных успехов. Рядом с ним в большинстве случаев находилась женщина, принадлежавшая к императорской семье. Сохранились античные традиции, по которым большое влияние имело происхождение. Большинство знатных женщин этого периода были образованными, состояли в переписке с церковными иерархами, которые становились примером духовного совершенства.

Ключевые слова

Диакониса, монашество, благотворительность, социальный статус, христианские святые

Чуева Юлия Юрьевна – аспирант Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Ванькова, А.Б. 2001: Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV–VI вв. М.

Дюшен, Л. 1912: История древней Церкви. Т.2. М.

Краснобаева, Ю.Е. 2008: Институт вдовиц в раннехристианской церкви. Antiquitas luventae. Саратов.

Краснобаева, Ю.Е. 2013: Понятие «служение» и институт диаконата в раннем христианстве. М.

Постернак, А.С. 2011: Служение женщин в Древней Церкви. М.

Пушкарева, Н.Л. 1998: Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы. Вопросы истории 6, 76–87.

Сидоров, А.И. 1998: Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.

Тимофеева, Д.Г. 2002: Устройство монастырей Византии в период с III по VIII вв. Сборник научных работ студентов исторического факультета 2, 100–104.

Bitton-Ashkelony, B. 2006: Monastic Leadership and Municipal Ten-sions in Fifth-Sixth Century

Palestine: The Cases of the Judean Desert and Gaza. Annali di storia dell’esegesi 23, 415–443.

Brown, P. 1987: Late Antiquity. A History of Private Life. Vol. I. From Pagan Rome to Byzantium. Cambridge, 44–90.

Burton-Christie, D. 1993: The Word in the Desert and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. New York–Oxford, 24–67.

Clark, E.A. 1986: Ascetic Pietyand Women’s Faith: Essays on Late Ancient Christianity. Edwin Mellen Press, 60–78.