скачать PDF

Аннотация

Одна из наиболее интересных фигур в истории позднеантичной учености и образования – египтянин Гораполлон, которого обычно упоминают в связи с авторством трактата об иероглифах. Авторы статьи уточняют, вслед за сведениями Суды, что Гора- поллонов было два – дед и внук. Особый интерес представляет деятельность Гораполлона Младшего в качестве преподавателя школы и схоларха в Менуфисе близ Александрии. Авторы пытаются уточнить различия между этой школой и Александрийской неоплато- нической школой V–VII вв. Главное из них заключается в том, что школа Гораполлона изначально была риторической, а кафедра философии в ней появилась позднее. При этом одни и те же учителя могли преподавать в обеих школах. Доказать тождество этих школ невозможно, они были различными и автономными. В отличие от христианизированной школы Аммония (сохранившей основы философского преподавания в новой ситуации), Гораполлон не пошел на принятие христианства и компромисс с церковью, продолжал сохранять языческие теургические практики, в результате чего его школа не пережила своего схоларха (493–500 гг.). Гораполлон пережил и личную драму: в то время когда он находился под следствием во время гонений на школу, его поместье ограбила его жена. Гонения на школу и ее схоларха, приведшее в итоге к ее закрытию, связаны с эпизодом со студентом Паралием. Вопрос об авторстве «Иероглифики» в настоящее время не может быть разрешен, так как этот текст не дает никаких дополнительных хронологических и содержательных реперов.

Ключевые слова

Гораполлон, Александрия, школа, схоларх, философия, риторика, неоплатонизм, филопоны 

А.М. Болгова*, Н.Н. Болгов**

* Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

** Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Athanassiadi, P. 1999: Damascius: The Philosophical History. Athens.

Athanassiadi, P. 1993: Persecution and Response in Late Paganism: The evidence of Damascius. JHS 113, 1–29.

Bowersock, G. 1990: Hellinism in Late Antiquity. Ann Arbor.

Casson, L. 1971: Ships and Seamanship in the Ancient World. Princeton.

Cribiore, R. 2001: Gymnastics of the Mind: Greek Education in Hellenistic and Roman Egypt. Princeton.

Cribiore, R. 2007: Spaced for Teaching in Late Antiquity. In: T. Derda, T. Markiewicz, E.

Wipszycka (eds.), Alexandria: Auditoria of Kom el-Dikka and Late Antique Education. Warsaw, 143–150.

Frankfurter, D. 2000: The Consequences of Hellenism in Late Antique Egypt: Religious Worlds and Actors. In: J. Assman (ed.), Archiv für Religionsgeschichte. Bd. 2. Berlin: B.G. Teubner, 162–194.

Нааs, К. 1997: Alexandria in Late Antiquity. Topography and Social Confl ict. Baltimore – London.

Majcherek, G. 2007. The Late Roman Auditoria. In: T. Derda, T. Markiewicz, E. Wipszycka (eds.), Alexandria: Auditoria of Kom el-Dikka and Late Antique Education. Warsaw, 11– 150.

Maspero, J. 1914: Horapollo et la fi n du paganism Egyptien. Bulletin de l’Institut francais d’Archeologie Orientale 11, 163–195.

McKenzie, J.S. 2007: The Place in Late Antique Alexandria «Where the Alchemists and Scholars Sit … Was Like Stairs». In: T. Derda, T. Markiewicz, E. Wipszycka (eds.), Alexandria: Auditoria of Kom el-Dikka and Late Antique Education. Warsaw, 53–83.

Tkaczow, B. 1993: Topography of Ancient Alexandria: An Archaeological Map. Warsaw.

Trombley, F. 1994: Hellenic Religion and Christianization c. 370—529. Vol. 2. Leiden.

Van Cauwenbergh, P. 1914: Etude sur les moines d’Egypte: depuits le Concile de Chalcedoine, jusqu a l’invasion arabe. Paris - Louvain.

Watts, E. 2005: The Murder of Hypatia: Acceptable or Unacceptable Violence. In: H.A. Drake (ed.), Violence in Late Antiquity. Aldershot, 335–337.

Watts, E.J. 2006: City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley - Los Angeles.